Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > КТО ТАМ, В ОРАНЖЕВОМ ЖИЛЕТЕ?

КТО ТАМ, В ОРАНЖЕВОМ ЖИЛЕТЕ?

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

Постановочная команда – высший класс. Один из лучших оперных режиссеров – Александр Титель. Дирижер – великолепный Александр Лазарев. Сценография – талантливый художник Владимир Арефьев. В премьерном спектакле были заняты ведущие солисты театра и молодежь.

Исторический экскурс предваряет просмотр спектакля. В Атриуме развернута выставка истории постановок опер Сергея Прокофьева, 125-летие со дня рождения которого отмечает мировая музыкальная общественность. Этот театр во второй раз обратился к «Апельсинам…», а вообще долгие взаимоотношения с произведениями Прокофьева начались очень давно «с легкой руки Мейерхольда и благословения Станиславского». На выставке можно познакомиться с первыми советскими постановками в Москве и Ленинграде во второй половине 1920-х. Итальянский театральный импресарио Фьяметта Греко предоставила для экспозиции материалы о первой постановке оперы в 1921 году в Чикаго. Можно увидеть копии эскизов декораций и костюмов Бориса Анисфельда.

Познакомившись с предыдущими постановками оперы благодаря выставке и замечательному буклету, подготовленному театром к премьере, современный зритель может удивиться. Никакого театра в театре, как было задумано у Прокофьева. Правильно, ведь еще в 1928 году великий Мейерхольд сказал: «Карло Гоцци не потому победил, что возродил итальянскую комедию масок, едва не погибшую благодаря Гольдони, а потому, что заставил эти маски говорить языком современности». А в программке режиссер предупреждает: «Это история про то, что нельзя унывать. Про торжество смеха, искусство смеха. Про то, что если люди – хотя бы несколько человек – способны к самоиронии, то мир не безнадежен. Вот и мы позволили себе немного подурачиться».

Действие начинается с суматохи на сцене – группы пожарных, полицейских, строительных рабочих в оранжевых жилетах (ах, как актуально «прозвучал» этот элемент для зрителей, только вошедших с развороченных московских трасс) и вездесущие журналисты. Что такое случилось, подняв страшную суматоху? Сама улица становится действующим лицом в опере по сказке Карло Гоцци о заболевшем принце, которого вылечить может только смех. Каток-асфальтоукладчик – это трибуна. Уже смешно (асфальт с улиц Москвы уходит в историю), но не принцу, которого этаким пухленьким избалованным ребенком, заболевшим ипохондрией, представляет Липарит Аветисян. На заднике наряду с очень «плотным» постановочным решением еще есть электронное табло, реплики в котором ведут свой странный диалог со зрителем, намекая на абсурдность всего происходящего. Король Треф здесь представлен неким высокопоставленным функционером (Леонид Зимненко), который может все. Однако, даже ему не так-то просто разобраться со своими подчиненными и родственниками, у которых свои цели и задачи в этом сюжете. На помощь для спасения принца призываются разные персонажи, от лекарей до клоунов, которые устраивают шоу, которые никого не веселят (ах, как это знакомо!). А вот колдунья Фата Моргана, которую очень смешно исполняет Наталья Мурадымова, олицетворяет силы зла, но таки сумела вызвать улыбку принца, когда переодетая в нищенку рассыпает апельсины из авоськи. Со злости она-то и проклинает принца «любовью к трем апельсинам». И заворачивается сюжет с приключениями. На ретротачанке принц со своим другом Труфальдино (Валерий Микитский) отправляются в сказочное царство, где грозная кухарка (Феликс Кудрявцев) охраняет апельсины. Кухарка орудует с помощью… военной полевой кухни, вокруг которой и происходят всякие чудеса. Три апельсина становятся сестрами-принцессами, одну из которых принц выбирает в жены, и жизнь налаживается. Зло побеждено. Все веселятся, включая людей в оранжевых жилетах, которые тоже иногда хотят отдохнуть от трудов.

Постановка может кому-то нравиться, кому-то нет. А вот музыка Прокофьева, которую оркестр театра под управлением Александра Лазарева исполнял просто фантастически – особенно знаменитый марш, – это непреходящая ценность и радость. В московских оперных театрах это бывает, увы, не всегда.
Ирина ШВЕДОВА.

Добавить комментарий

Loading...
Top