Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ЛЕТНИЕ БАЛЕТНЫЕ СЕЗОНЫ: ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

ЛЕТНИЕ БАЛЕТНЫЕ СЕЗОНЫ: ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Вот уже второй месяц в Москве проходят «Летние балетные сезоны», о которых 16 лет назад никто и знать не знал. А теперь каждое лето русским классическим балетом можно наслаждаться в самом центре столицы на сцене старинного здания под названием РАМТ.

По традиции этот праздник музыки, танца и великолепных молодых тел открылся потрясающим балетом «Лебединое озеро» русского гения, композитора Петра Чайковского.Этот спектакль зрители ещё не раз смогут увидеть, так как в «Летних балетных сезонах» принимает участие 4 коллектива и в 3-х из них есть это неповторимое по музыке, пластике и красоте произведение, преподнесённое в хореографии знаменитого Мариуса Петипа, которое в каждой труппе интерпретируется по-своему. В этом году право открыть «Летние балетные сезоны» принадлежало великолепной балетной труппе Марийского театра оперы и балета, который возглавляет бывший солист Большого театра Константин Иванов. Столичная публика впервые познакомилась этими артистами в прошлом году. Кстати, внимательно изучив афишу этого, ставшего для Москвы особой фишкой проекта, можно заметить, что «Лебединое озеро» будут танцевать16 раз, причём, поверьте, при полных залах.

Вслед за ним по количеству исполнения (8 раз) идут сразу три названия – «Щелкунчик» П.Чайковского, «Жизель» А. Адана и «Дон Кихот Л. Минкуса. Семь раз пройдёт «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, шесть – «Спящая красавица» П. Чайковского. И это всё будет исполнено в разных творческих коллективах. А вот «Корсара» А. Адана, свою последнюю премьеру, дважды показал только Марийский театр, который порадовал зрителей ещё и исполнением балета Ц. Пуни «Эсмеральда», но лишь единственный раз, как драгоценный подарок полюбившейся коллективу столичной публике.

И вот что интересно: чем больше в афише повторяющихся названий, тем охотнее на них идёт публика, то ли жаждущая ещё раз услышать чудесную музыку, то ли желающая сравнить одно исполнение с другим. А может быть, просто люди стремятся насладиться прекрасными движениями талантливых солистов, слаженностью артистов кордебалета, что не только молоды и хороши собой, но ещё и владеют мастерством классического танца. И именно классике, как показал опыт, отдаётся большее внимание и зрителей, и руководителей проекта.

– Мы показываем ту классику, которая составляет гордость российского балета, – говорит Алла Немодрук, художественный руководитель «Летних балетных сезонов», – и стараемся брать те варианты, что наиболее близки к оригиналу, то есть, в постановках Горского, Петипа и других наших великих хореографов. Хотя, естественно, в каждом коллективе есть и редакция художественного руководителя, иногда весьма интересная. Когда же какой-то коллектив предлагает иной вариант постановки, и он нам нравится, мы выносим его как новость и заранее предупреждаем зрителей, что это эксперимент.

Участниками «Летних балетных сезонов» в течение 15 лет были и российские и зарубежные балетные труппы. Среди них московские коллективы, в течение сезона работающие только за рубежом: «Театр балета классической хореографии»Элика Меликова, «Русский классический балет» Оксаны Усачёвой, Театр «Смирнов Балет» Людмилы Нерубащенко, что выступают на сцене РАМТа и нынешним летом. Из иностранных трупп в «Летних балетных сезонах» можно было познакомиться с Миланским балетом под руководством Карло Песта, с коллективом «Киев Модерн-балет» Раду Поклитару и вот уже в третий раз подряд в проекте участвуют интересные молодые солисты парижской оперы «Гранд-опера», которая в современной Франции известна как «Опера Гарнье».

2

Этим летом на сцену вышли четыре балетных труппы, одна из которых – труппа Марийского театра оперы и балета – открыла «Летние балетные сезоны» традиционным «Лебединым озером». Её художественный руководитель Константин Иванов, когда-то успешный солист Большого театра, заслуженный артист России и народный артист республики Марий-Эл, стал со временем не менее успешным хореографом и педагогом, открыв в своей родной Йошкар-Оле балетную школу, а затем возглавив Марийский театр оперы и балета. Кстати, его труппа уже второй раз приглашена в проект, так как в прошлом году порадовала московскую и зарубежную публику и своими классическими постановками и премьерным балетом композитора Эдуарда Лазарева «Мастер и Маргарита», созданным по мотивам одноимённого романа Михаила Булгакова.

Хочется отметить как огромное достижение то, что буквально все спектакли «Летних балетных сезонов» идут в сопровождении собственного оркестра созданного в 2002 году, с тех самых пор, как была найдена постоянная площадка для выступлений. И ещё одно притягательное свойство есть в этом проекте для зрителей – это почти всегда замечательные декорации и костюмы. Причём, в одних и тех же названиях спектаклей разных балетных трупп всё сделано по-своему, так что зрители, посещая и ту, и другую постановку, невольно сравнивают их друг с другом, и уже от одного этого получают удовольствие. Как, впрочем, и от сравнения кордебалетов и солистов, как, например, происходило нынче с тем же «Лебединым озером» Марийского балета и «Театра балета классической хореографии», когда в первом случае в партиях Одетты-Одиллии выступила одна солистка, а во втором – две. А ещё и во многих других по-разному расставленных акцентах тоже наблюдался свой собственный подход в, казалось бы, известной до мелочей классике. И это потребовало от зрителей не только внимания к разному пониманию произведений, но и попыток понять причины самых разнообразных творческих решений.

– Этот проект принял со временем вполне четкие очертания, благодаря чему к нам приходит очень много молодежи и уже давно есть свой постоянный зритель, – утверждает Алла Немодрук. – Тот, кто пришёл к нам впервые, может быть, совершенно случайно, вдруг влюбляется в мир балета и потом идёт ив Большой театр и в другие музыкальные коллективы. А есть и те, кто остаётся с нами навсегда: я знаю людей, которые ходят на «Летние балетные сезоны» все 15 лет. Мы всегда ставили перед собой несколько задач. Одна из них – сделать балет более доступным для многих. Отсюда довольно демократичные цены на билеты при высоком мастерстве балетных коллективов. Второй задачей, которую я бы назвала миссией, является сохранение традиций русского классического балета. И хотя иногда мы приглашаем коллективы с весьма нестандартными постановками, но это, как вкрапление в классику, которая для нас превыше всего. Есть у нас и ещё одна цель – показать коллективы, не имеющие своих площадок в Москве, а потому выступающие только за рубежом. А с прошлого года мы открыли для себя новое направление: стали приглашать российские государственные театры из глубинки, которых сегодня в Москве тоже не знают. И всё это невероятно интересно как нам, организаторам, так и нашим зрителям, которые с нетерпением ждут лета, чтобы получить удовольствие и от классики Русского балета, и от тех сюрпризов, которые мы им каждый раз готовим.
Наталья Савватеева
Фото Евгения Никифорова
Марийский театр оперы и балета
Сцена из балета «Лебединое озеро»

Добавить комментарий

Loading...
Top