Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > НА БОЛЬШОМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ МАНДАРИНОВОГО ЦВЕТА…

НА БОЛЬШОМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ МАНДАРИНОВОГО ЦВЕТА…

6 октября 1805 года в Нескучном саду состоялся первый в истории отечественного воздухоплавания пилотируемый полёт на воздушном шаре.

Летающий врач

Первым русским воздухоплавателем стал штаб-лекарь Лефортовского госпиталя Иван Григорьевич Кашинский (1772 – 1846). О готовящемся полете он оповестил москвичей заранее, выпустив «особливую афишку», в которой сообщалось, что «поднявшись в 5 часов пополудни на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы». Согласно сообщениям в «Московских ведомостях» от 1805 года, 6 и 13 октября Кашинский на своём «гродетуровом шаре» 2 раза поднимался в воздух, стартовав в Нескучном саду («гродетур» – от франц. gros de Tours – тяжелая шелковая материя, которую впервые стали выделывать в г. Туре).

Все желающие наблюдать за полетом могли приобрести билеты на Сретенке в магазине грека Михаилы Псалиды; на Никольской улице в конфетной лавке у грека Ивана Фомика; в Кусовниковом доме у Ивана Васильева Вериги; а также в Лафертове, в госпитале, у самого г-на Кашинского.

«Цена билету в первые места или ложи по 5 рублей; во вторые 2 рубля серебром, а в третьи, вне круга, по 1 рублю серебром с персоны. Для особ, желающих иметь особые покойные места, оставленные нарочно в загородке, где последует самое действие, цена полагается для целой фамилии с уступкою противу лож, о которых благоволят дать знать в Нескучный сад или к г-ну Кашинскому в Лафертов заблаговременно, – сообщали газеты. – Оный шар желающим особам будет показываться с 17-го числа сего сентября в большой зале Петровского театра ежедневно с 10 часов утра до 10 часов вечера за 50 коп. серебром; кто же возьмет билет для смотру в Нескучном, тот может видеть здесь безденежно».

Несмотря на то, что по основной специальности Иван Кашинский был врачом, изготовлением и проектированием монгольфьеров-аэростатов он увлекся задолго до полетов («монгольфьерами» воздушные шары называли в честь французов братьев Жозефа и Жана Монгольфье, которые впервые запустили воздушный шар в 1783 году). По свидетельствам специалистов того времени, аэростат Кашинского был ничуть не хуже иностранных моделей и не отставал от них технически. Причем делал он это все за свой счет в свободное от основной работы время.

«Первый сей опыт русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек, а потому льстит себя надеждою, что знатные и просвещенные патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрить его своим присутствием для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям», – обращался к почтенной публике отважный воздухоплаватель.

Однако надежды эти так и не сбылись… Его начинания так и не были материально поддержаны, и Кашинский, оставив мечту о небе, продолжил заниматься медицинской практикой… Но дело его не пропало даром: «Московские ведомости» в 1806 году сообщали, как русский воздухоплаватель Александровский поднялся в воздух на большом шаре, совершил с него прыжок с парашютом и удачно приземлился, приветствуемый наблюдавшей за действом публикой.

А 31 августа 1828 года в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка из Пресненской части. Не обошлось и без жертв: 12 сентября 1847 года воздушный шар объемом около 610 кубических метров под управлением Августа Леде был унесен в Ладожское озеро, а воздухоплаватель погиб.

3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через 5 лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел. В феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована первая Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов. В 1910 состоялся первый Всероссийский праздник воздухоплавания, а в 1924 – Всесоюзные воздухоплавательные состязания.

От пассажира до пилота

%d0%ba%d0%b0%d1%88%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b5%d1%82По свидетельствам летописей, первая полумифическая попытка подъёма на воздушном шаре в России относится к 1731 году: тогда когда рязанский подьячий Крякутный из Нерехты соорудил нечто, наполнил это нечто субстанцией «поганой и вонючей», и «нечистая сила» совершила чудо, подняв его в воздух выше березы. А вообще до полёта Кашинского в небо над Россией успешно поднимались лишь иностранные летательные аппараты. Так, первый в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов состоялся 30 марта 1784 года под руководством француза Минеля. А 15 апреля 1784 года Екатерина II подписала «Указ о запрещении запускать воздушные шары с 12 марта по 12 декабря (под страхом уплаты штрафа 20 рублей)», то есть, в теплое время года из-за возможной опасности возникновения пожаров. При Александре I этот запрет был отменен, так как тогда обсуждалась идея вооружить воздушными шарами русскую армию. Уже в 1803 году в Санкт-Петербург приехал один из первых аэронавтов Андре-Жак Гарнерен, ученик изобретателя газового аэростата профессора Шарля. Он получил привилегию подниматься на аэростате перед петербургской и московской публикой. Так, 20 июня 1803 года в Петербурге при стечении огромной толпы зрителей состоялся его первый показательный полет. А через месяц француз предложил желающим из публики подняться вместе с ним. Первым русским пассажиром стал Сергей Лаврентьевич Львов (1740–1812), генерал от инфантерии, герой Очаковского штурма, на 62-м году жизни поднявшийся в небо на воздушном шаре по велению Александра I-го. Полет проходил на высоте 2 тыс.500 метров. С такой высоты весь небольшой тогда Санкт-Петербург был как на ладони. Но ветер неожиданно переменился, и шар полетел в сторону Финского залива. Осторожный Жак Гарнерен заставил шар опуститься на землю. После полетов в Петербурге Гарнерен отправился в Москву, где 20 сентября 1803 года, в Москве с территории казарм полицейских драгун в Крутицах возле Новоспасского монастыря был впервые запущен монгольфьер. Накануне он оповестил Москву, что полетит с товарищем, «ежели оный отыщется». Но среди осторожных москвичей такой не нашелся, и с Гарнереном отправился его друг, тоже француз, Обер. Именно после этих полетов, вызвавших большой общественный резонанс, в России всерьез заинтересовались воздушными шарами. Полет Ивана Кашинского, совершенный 6 октября 1805 года, стал закономерным итогом этого интереса.

Сергей ИШКОВ.

 

One thought on “НА БОЛЬШОМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ МАНДАРИНОВОГО ЦВЕТА…

  1. Давно небо стало манить людей.Но могли ли эти смельчаки представить наши самолёты и полёты в космос.Смелость,талант и тяга к новым знаниям несомненно приведут человека к новым вершинам.Но о первопроходцах будут помнить всегда независимо от результата их опыта.

Добавить комментарий

Loading...
Top