Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > БЕЗРАДОСТНАЯ БЮДЖЕТНАЯ, НАЛОГОВАЯ И ТАМОЖЕННО-­ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

БЕЗРАДОСТНАЯ БЮДЖЕТНАЯ, НАЛОГОВАЯ И ТАМОЖЕННО-­ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Бюджет-трехлетка: тайное стало явным и не показало никакой тайны – все то же самое.

В понедельник, 10 октября, в Зале пленарных заседаний Государственной Думы председатель палаты Вячеслав Володин без лишних эмоций провел парламентские слушания «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: выбор приоритетов».

Впервые три связные политики обсуждались вместе. Хорошо бы добавить четвертую – денежно-кредитную. На эти слушания возлагали большие надежды.

Ожидания не оправдались, и надежды развеялись с первыми же словами минфина Антона Силуанова. Новый бюджет-трехлетка на 17-й год и последующий плановый период 18 – 19-го возвращает так называемое бюджетное правило, т. е. отсечение доходов для пополнения Резервного фонда, в сочетании с заимствованиями на текущие нужды. Доходность Резервного фонда ниже платежей по долгам, которые вырастают на сто процентов. Предлагается наряду с транспортным налогом повышать акцизы на бензин, солярку и табак. Повысить пени за просрочку налоговых платежей с 1/300 до 1/180. Сохраняется налоговый маневр, который перекладывает тяжесть нагрузки с экспортеров сырья на внутреннего потребителя.

Минфин придумал новацию: забрать 1% налога на прибыль у доходных регионов и размазать по бедным. Для получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности надо будет выполнить ряд условий, и из-за ошибок в документах деньги заберут обратно.

Тарифной политики структурных монополий как не было, так и нет. Закладываемая на инвестиции половина тарифа идет не на инвестиции, а неизвестно куда.

Председатель комитета-организатора по бюджету и налогам Андрей Макаров  заявил, что представлен великолепный анализ мировой экономики и хороший анализ экономики страны. Научный анализ. Многие даже в этом зале слышали об этих методиках?  Если б это была диссертация, можно было бы сразу академика давать. Но нет драйверов роста. Хотелось бы большей определенности. Бюджетное правило не обсуждалось. Не хотелось бы, чтобы оно было старым. Бюджетное правило должно обсуждаться публично. Это уже работа парламента. Нам предстоит в спорах обсуждать эти вопросы. Государственные программы не стали основой бюджета. Мы можем оценить, сколько денег потрачено, а вот результативность расходов – нам только предстоит проделать эту работу. Хотелось бы, чтобы документы не противоречили друг другу, а дополняли. Самостоятельной цели у каждой из этих политик нет. Может быть, поменять Бюджетный кодекс и сделать единую бюджетную, налоговую и таможенно-тарифную политику. Катастрофическая ситуация с федеральной адресной инвестиционной программой. С трудом находим деньги, деньги расходуются, а ввод объектов падает. 1% мы передаем от богатых бедным, 17-й год не очень хорошие ассоциации. Сейчас мы анализа налоговой политики не видим. Опять мы видим в бюджетной политике фразу: образование, здравоохранение – непроизводительные расходы. Пока мы так будем относиться к человеческому капиталу…

Макаров благодарен минфину Силуанову, надо иметь смелость вносить в таких условиях документы.

Старый курс на изъятия из экономики и подавление производства затвержден ответами на вопросы Жириновского по НДС. Минфин не собирается ни заменять НДС другим налогом, ни снижать его, ни прекращать коррупционную практику возврата НДС экспортерам.

Реальный анализ представлен в докладе председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой. Тезисно выводы таковы. В целом эти два документа не имеют единой структуры и четкой системы построения. В них не содержатся мотивы принятия тех или иных решений, цели, на достижение которых они направлены, а также риски реализации отдельных положений, приводящих в том числе к выпадающим доходам бюджетов и возможным социальным и экономическим последствиям. Бюджетное правило не решает проблемы зависимости федерального бюджета нефтегазовых доходов, ужесточает параметры проводимой бюджетной политики. В этой связи, а также учитывая, что действие старого бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года, без углубленного анализа влияния его последствий на выполнение документов стратегического планирования, его одобрение в составе бюджетных документов представляется преждевременным. Отсутствует комплекс мер в части повышения эффективности государственных расходов. С учетом ограниченности финансовых ресурсов, произошел фактический откат от принципа расходования бюджетных средств в увязке с конкретным результатом, продекларированный в 2014 году программный принцип формирования бюджета оказался девальвирован.

Закономерно и показательно, что Вячеслав Володин ничему не удивился и спокойно произнес уничтожающий вывод. По его словам, парламентские слушания показали, что предлагаемое направление бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на сегодняшний день не является достаточным, чтобы решить задачи, стоящие перед страной.

Председатель Думы в форме предложения комитету по бюджету и налогам поручил обобщить все рекомендации, которые здесь прозвучали, и направить в правительство для рассмотрения при принятии основных направлений на заседании правительства РФ. Чтобы озвученные здесь вопросы не ушли и не пропали и чтобы нас потом никто не обвинял, что отсутствует контроль, есть предложение продолжить работу в ходе рассмотрения проекта федерального закона о бюджете, где мы сможем проанализировать, насколько нашли отражение рекомендации парламентских слушаний, и соответственно повлиять как раз на те вопросы, которые будут не решены. Если же все будет учтено, безусловно, это поможет нам в том числе при принятии бюджета РФ.

Лев МОСКОВКИН.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top