Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ОБЪЕДИНЯЛИ ШКОЛЫ – ЗАЧЕМ?

ОБЪЕДИНЯЛИ ШКОЛЫ – ЗАЧЕМ?

Комитет Госдумы по образованию и науке под председательством Вячеслава Никонова обсудил в щадящем режиме тематический вопрос «О докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2015 году».

В комитете документ представлял замминистра Александр Повалко.

Повалко говорил о подготовке к чемпионату в Казани. От конкурса профессий мы не уйдем. Используется самое современное оборудование для решения высокого качества задач. Идет работа по модернизации среднего профессионального образования. Существенно увеличилось количество детей, которые пошли в среднее профобразование после девятого класса. При этом крюк в университете не вырос, когда колледж используется в качестве источника льгот для попадания в вуз. В то же время растет зарплата у выпускников среднего профобразования. Нам нужно довести количество мест по наиболее востребованным профессиям до 50%. В первую очередь кадры для оборонной отрасли. Поддержка детей-сирот, существенно сократилась очередь на усыновление, но остаются возрастные дети. Сохраняется мониторинг качества образования в вузах. Он был скорректирован. Тенденция позитивная. Меняется подход к слияниям вузов, тем не менее около ста филиалов предполагается закрыть.

Когда дошло до Казани, Никонов  заметил. Это все же доклад правительства, а не ведомственный отчет. Это уже второй доклад, который Дума слушает, и до сих пор не отработан порядок рассмотрения. В докладе много процессных вещей, сколько проведено мероприятий, и нет, что изменилось. Много процесса, но нет результатов. Объединяли школы зачем? Результата нет. Стратегии образования нет. Новое министерство более стратегично. Доклад получше… Но там много цифири сложенной из разных источников. Выявлено 92 нарушения, и что? О чем? Хотелось бы видеть стратегию, а не продираться сквозь ведомственный документ.

Никонов предложил комитету не выносить на заседание Думы и не давать резкие оценки.

Резкие оценки дали Алена Аршинова, Геннадий Онищенко и Олег Смолин.

Смолин заметил. Доля на образование в ВВП в 15 году 4,14%, в 16-м еще ниже. По дебюрократизации образования есть поручение президента, и хотелось бы узнать результаты. Как влияет политика на образование детей, сведено к дополнительному образованию. Качество статистики, хотелось бы большей точности. Здоровье школьников. Минздрав Вероника Скворцова удивила: 85% школьников практически здоровы.

Онищенко сказал, что нет 70% здоровых школьников. По Москве в среднем 18% первой группы здоровья и к окончанию цифра падает до минус десяти за счет перегрузки. Сбоит образовательный процесс. Министерство помахало шашкой, и только в медицине закрыто 47 защитных советов. Министерство закрывает советы, и аспирант с Дальнего Востока, даже с Урала не может добраться до Москвы, чтобы защититься. Хотелось бы услышать о законодательных инициативах министерства. У нас есть поручение президента после трагических событий в Карелии: кто будет отвечать за детский отдых? В 90-х был Минздрав, потом органы соцзащиты, теперь чуть ли не туризм.

Много вопросов в комитете возникло по строительству школ для ликвидации третьей смены и вывода детей из аварийных школ. Программа на десять лет только из федерального бюджета предусматривает полтора триллиона. Выделено 25 миллиардов на год. Регионы поставлены в такие условия что вынуждены отказываться – чтобы успеть к концу года, в апреле должен быть нулевой цикл, деньги в лучшем случае приходят в июле.

Алена Аршинова обошла наше образование своими собственными ногами Общаги горят. Есть аварийные. Не признают здания аварийными. Денег не хватает, и они были направлены на другое – достройку студгородков. Есть программа электронная школа. Готово только за пятый класс. Должна была быть вся линейка. Министерство не оповещает педагогов. Все вовлечены, но никто не проявился, кто вовлечен, ничего об этом не знает. Одна встреча, один семинар –  это не повышение квалификации. Вопросы аккредитации вузов идут вразрез со словами Ольги Васильевой.

Аршинова призналась, что не понимает. Никонов заметил, что это прошлое министерство делало.

Никонов сообщил  журналистам, что на следующей неделе у него будет большая пресс-конференция. Комитет по образованию и науке воссоздан как объединенный комитет. План работы утвержден, это прежде всего план законотворческой деятельности. 35 законопроектов в комитете по образованию, около 20 в комитете по науке, с которыми надо будет разобраться в ближайшее время. Основное направление деятельности. Кроме того, у нас запланировано несколько тематических вопросов. Первый вопрос связан с представлением ежегодного доклада правительства о реализации государственной политики в сфере образования. Отчет приняли к сведению, это в постановляющей части. В констатирующей части отмечены определенные недостатки, связанные с подготовкой отчета. Он готовится как ведомственный документ. А не отчет правительства. Во многом это из-за того, что постановление правительства, которое регламентирует подготовку этого доклада, предусматривает участие в работе только министерство образовании и науки, Рособрнадзор, Росмолодежи, но другие их ведомства, которые имеют собственные образовательные организации. Естественно, министру нужно время, чтобы войти в курс дела.

В качестве тематических вопросов с возможным выходом на законодательство Никонов обещал рассматривать вопросы, связанные с трудовым воспитанием, с работой аспирантуры, и целый ряд законодательных инициатив, о которых уже говорит новый министр образования и науки Ольга Васильева и которые она озвучивала на прошлом заседании комитета, т. е. это будет и правительственная повестка тоже. Но эта сессия очень короткая поэтому большого количества вопросов мы не планируем парламентских слушаний. Это будет работа во многом связанная с тонкой настройкой и системы образования и науки в соответствии с задачами, которые встают в связи со сменой руководства министерства.

Все, что связано с трудовым воспитанием, нуждается в законодательном регулировании. Сейчас никто не спорит, что оно нужно. Как это делать, будем рассматривать. И уборка класса тоже. Есть законодательные инициативы в т. ч. заксобрания Республики Алтай. Один из возможных вариантов решения. Основные законодательные инициативы озвучить не могу, они еще не внесены. Комитет по образованию очень хорошо поработал в прошлом составе, мы, естественно, чистили портфель перед тем, как уходить на выборы. Поэтому каких-то основополагающих законопроектов там просто нет.

Изменения в системе образования Никонов оценивает, безусловно, как позитивные, все что озвучивает Ольга Васильева. На данный момент у нас нет никаких разногласий с новым министром образования и науки в отличие от предыдущего министра.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top