Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > 80 ЛЕТ РОМАНУ ВИКТЮКУ

80 ЛЕТ РОМАНУ ВИКТЮКУ

28 октября отмечает юбилей известный театральный режиссер Роман Виктюк. В этот день в эфире телеканала «Россия К» – программа «Линия жизни».

Народный артист России и Украины, основатель и художественный руководитель собственного театра Роман Виктюк, в режиссерском активе которого более 200 спектаклей, сыгранных по всему миру, – эстет и продолжатель традиций Александра Таирова, универсальный мастер, которому подвластны любые театральные жанры. Его творчество часто определяют как «эпатажное» и «скандальное», но «стиль Виктюка» не оставляет равнодушным.

«Классик театральной провокации», Роман Виктюк будто с самого начала дал себе клятву опережать время, делать не как все, превосходить самого себя. Он не устает разрушать стереотипы и провоцировать зрителя. «Царская охота» Зорина, поставленная в Театре Моссовета, и «Татуированная роза» Уильямса во МХАТе наделали много шума среди театральной публики. Его легендарным «Служанкам» рукоплескали зрители пятидесяти стран. Все его спектакли очень разные и по форме, и по заключенному в них художественному посланию. Но к какой бы истории не обращался Виктюк, в центре любой его постановки всегда – человек – ищущий, страдающий и одинокий. Именно это внимание режиссера к душевным переживаниям героя и объединяет все его работы. Каждый новый спектакль мастера становится еще одним тонким, нервным, пронзительным и абсолютно бескомпромиссным исследованием человеческой души. Он всегда предлагает зрителям иной, как правило, очень неожиданный взгляд на природу человеческих отношений. Он – самый настоящий театральный сказочник, придумывающий и воплощающий на сцене свои истории, сплетая в них реальность и вымысел, сон и явь, грезы и факты.

«Моя формула успеха – это формула ребенка, – говорит Роман Виктюк в программе «Линия жизни». – Ребенок никогда не говорит миру «нет». Ребенок говорит только «да». Вот и я, чтобы не случилось плохое, всегда говорю «да». Выгоняли, увольняли, театр закрывали, я говорил «да» и улыбался… Для меня счастье – это пауза между двумя несчастьями, впереди и сзади. Никогда не делай ничего, чтобы счастье было реализовано. Не трать ни нервов, ни здоровья, ни членства в партии, в местных комитетах, ни на кого не пиши доносы, ничего не делай. Просто жди. Жди эту паузу между двумя несчастьями. И она приходит…».

Роман Виктюк вспоминает свое детство, родителей, родной город Львов, детские игры и первые неизгладимые впечатления, полученные в театре. Рассказывает, как приехал в Москву, об украденных чемоданах и фантастическом закате над Кремлем, о бедности и чиновничьем хамстве, непонимании и борьбе. О своем театре и любимых артистах, и, конечно же, о великих учителях, связь с которыми не прервалась и после их ухода: «Я верю, что есть эта реальность, и есть та реальность, которая над нами. И между ними нет никакой пропасти, они сообщаются. И что дает мне возможность общаться с ними – это мое любимое слово «нежность». Сегодня массовая культура это понятие нежности превратило в сантимент, сироп, слюни. А между тем, нежность составляет не только сердцевину любовных отношений. Сила нежности, что для меня неопровержимо, может передать форму души другого и тела другого. Нежность – это состояние растений, перевившихся своими гибкими ветвями, и они не хотят их разорвать и поставить на место, им будет нехорошо от этого. А энергия нежности их возвышает, и тогда оказывается, что нежность – это состояние просветленности, как в той паузе, когда музыка заканчивается, она уже не звучит, а в душе – она еще звучит… Потому что из временного пласта это все переходит в вечность. Юрий Завадский, Галина Петровна Рождественская, Алиса Коонен, Фаина Георгиевна Раневская – я бы называл тех людей, которые своей нежностью меня не только оберегали, они и сейчас оберегают. Потому что их нежность никуда не исчезает, она обволакивает земной шар и не дает ему упасть в пропасть. И вот нежность спектакля «Реквием по Радамесу», где играли Ольга Аросева, Лена Образцова и Вера Васильева – она уже в вечности, я в это верю. Когда мы репетировали спектакль, я понимал, чувствовал, что должен это запечатлеть, чтобы уловить ту нежность, которая нами в этом спектакле двигала, и нежность, которую зритель не только чувствовал, а с необычайным восторгом и очищением души кричал «Спасибо!» И девочки в конце, Оля Аросева и Лена Образцова, в ухо мне говорили: «Ты продлил нам еще один день жизни…». Я в это верю… И я очень благодарен каналу «Культура», что сняли все так, как я хотел. Когда я смотрел запись, был в таком погружении, в такой сиянной атмосфере от их существования в кадре. Когда в паузах они смотрят друг на друга – это и радость, и прощание, и вечность…»

Инна Шкарбанова.

Добавить комментарий

Loading...
Top