Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > СОЗВЕЗДИЕ АПШЕРОНА

СОЗВЕЗДИЕ АПШЕРОНА

Азербайджанские художники 1960 – 1980-х годов
Третьяковская галерея представляет амбициозный долгосрочный проект – серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, ныне являющихся независимыми государствами. Во второй половине ХХ века в собрание галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик.%d1%82%d0%be%d1%84%d0%b8%d0%ba-%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%b4%d0%be%d0%b2-%d0%bd%d0%b5%d1%84%d1%82%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8-1958-59
После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2 000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феномена – изобразительного искусства национальных школ.
Последние 25 лет произведения из этого музейного фонда практически не выставлялись. Теперь, по прошествии десятилетий, настало время вдумчиво и непредвзято рассмотреть творчество шестидесятников, семидесятников и восьмидесятников из бывших советских республик. Специалистам галереи представляется актуальной задача на основе музейной коллекции и произведений, привлеченных из других собраний, исследовать проблематику официального и неофициального искусства, выявить в нем наличие или отсутствие сущностных противоречий и общих черт, а также продемонстрировать поэтику, пластическое богатство и свое­образие живописи национальных школ.
%d1%81%d0%b0%d1%82%d1%82%d0%b0%d1%80-%d0%b1%d0%b0%d1%85%d0%bb%d1%83%d0%bb%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%8b-2-%d0%b0%d1%8f-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%bd%d0%b0-1960-%d1%85Первая выставка проекта, организованная при поддержке посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации, представляет творчество художников Азербайджана. Основным источником комплектования коллекции азербайджанского искусства в Третьяковской галерее с 1945 года были в первую очередь выставки: всесоюзные и последовавшие за ними региональные, республиканские, групповые и, наконец, персональные. Наиболее плодотворный период комплектования совпал с заключительным этапом формирования азербайджанской национальной художественной школы, временем ее подъема, который пришелся на 1960 – 1980-е годы. Одновременно с пополнением коллекции шел процесс ее изучения, результатом которого стало издание в 2013 году седьмого тома каталога собрания Третьяковской галереи.%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d1%83%d0%bb-%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b1%d0%b5%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d0%bd%d0%b0-%d1%8d%d0%b9%d0%bb%d0%b0%d0%ba-1966
Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы. Важной чертой собрания является почти полное отсутствие произведений, отражающих идео­логическую конъюнктуру своего времени. Даже социальная заостренность, присущая живописи «сурового стиля» начала 1960-х годов, не нашла значительного места в работах, поступивших в музей за 40 лет.
Выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако настоящий показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили соорганизаторами выставки и поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ. Задача выставки — объединить в одной экспозиции полотна из коллекции галереи, выполненные художниками, которых условно можно назвать «официальными», и произведения из азербайджанских музейных и частных собраний кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы. Такой разносторонний показ являет картину художественного процесса в Азербайджане во всей полноте. Кураторы предлагают отказаться от принятых стереотипов. Собранные вместе, произведения живописцев разных художественных полюсов демонстрируют, сколь много у них точек соприкосновения. Они не противостоят, а, скорее, тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветностью колористической гаммы, особой пластикой.%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%80-%d0%b7%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b2-%d0%b0%d0%bf%d1%88%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5
Эти явления представляют разные грани одного культурного явления – азербайджанской художественной школы.
Следуя характерным с конца 1950-х – начала 1960-х годов художественным поискам национальной идентичности, каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%80-%d0%b0%d0%b1%d0%b4%d1%83%d1%80%d0%b0%d1%85%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d1%83%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b1
В 1960 – 1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.
Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира.
Характерные черты азербайджанской школы — стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма.
%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%b4-%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d0%b4%d0%be%d0%b2-%d1%81%d0%b2%d0%b0%d0%b4%d1%8c%d0%b1%d0%b0-1980-%d0%b5Лидер «Апшеронской школы» Джавад Мирджавадов сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов. Ашраф Мурад отличался от современников выбором тем и глубоким драматизмом своих картин. Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде — мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Об одной из граней творчества Таира Салахова рассказывают его театральные эскизы.%d0%b3%d0%b5%d1%8e%d1%80-%d1%8e%d0%bd%d1%83%d1%81%d0%be%d0%b2-%d0%b1%d0%b0%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d1%86%d1%8b-1989
Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.
Выставка будет открыта с 15 ноября — 26 февраля 2017.

Добавить комментарий

Loading...
Top