Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > БЮДЖЕТНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ

БЮДЖЕТНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ

Дума дает домашнее задание себе и правительству по бюджету и по новому курсу страны.

Пятница, 18 ноября, может войти в историю парламентаризма. Не оправдались тревожные прогнозы о непрофессиональной бюджетной работе новых депутатов. Наоборот, возможности позитивного влияния Думы резко возросли. Перенос выборов Думы на три месяца раньше, срочное подведение итогов с ускорением работы нового созыва по предложению Путина, от которого невозможно было отказаться, приурочило обсуждение бюджета России к историческому окну возможностей.

Впервые можно видеть, как вся палата работает единой согласованной системой. Если подключится страна, консолидация достигается и мы победим. Победит разумное начало в мире, которое несет Россия.

По предложению председателя комитета ГД по бюджету Андрея Макарова Госдума одобрила постановление с планом работы ко второму чтению бюджета. Единороссы поддержали бюджет условно с учетом выполнения семи Приложений к постановлению Государственной Думы, разработанных комитетом по бюджету и налогам http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=15455-7

Сто голосов против бюджета от трех миноритарных фракций служит серьезным предупреждением Минфину для подкрепления позиции доминирующей фракции.

Перед утверждением бюджета-2017 в первом чтении Раиса Кармазина потребовала от минфина Антона Силуанова прямого ответа, выполнит ли он в работе ко второму чтению достигнутые договоренности – чтобы депутаты не оказались в глазах избирателей болтунами? Силуанов вынужден был обещать.

Однако надо понимать, как мало зависит лично от министра и насколько возросли возможности политической воли Кремля, которую реализует Дума и конкретно Андрей Макаров при поддержке Вячеслава Володина. Судя по комментариям депутатов, Кремль не только избежал американской беды, но и использовал фантастический прокол руководства США. В комментарии «МП» Кармазина подчеркнула, что наш президент прислушался к народу, чего в США не сделали.

Первое чтение бюджета-2017 провели с утра. Учитывая и используя фактор дисциплины, Вячеслав Володин не только не ограничивал депутатов, но и призывал высказываться. Качество дискуссии продолжает расти. Публичная оценка финансовой системы страны приближается к реальности. Далеко не все можно сказать, но зияющая пропасть между реальностью и ее словесным оформлением все же неумолимо сокращается.

Депутаты жестко сказали о необходимости наращивать доходы населения, без этого покупательского спроса не будет и вложения в человеческий капитал – не расходы, а инвестиции. Все без исключения ораторы требовали изменения модели развития. Лучше всех об это сказал сам Макаров.

«Базовый сценарий, я повторяю, при сложившейся модели экономического роста совершенно очевидно лишает бюджетную политику возможностей влияния на экономику. Наверное, это проблема подхода к сценарию. Мы должны учитывать все вопросы и, наконец, вернуться к тому, что мы говорили – управлению рисками. Управление рисками – это гораздо более серьезная и значимая задача, чем определение конкретных цифр в бюджете. Мы пока плывем по течению. Вот. строго говоря, если говорить о том, что будет, можно сформулировать это так: падения не будет. Восстановительный рост начался, провала не будет, катастрофы, которую многие предрекают, тоже не будет. Но и прорыва не будет, а нам нужен реально прорыв», – предупредил Макаров.

Нам предлагается прогноз, в котором нет кардинального изменения модели экономического роста. Более того, в прогнозе Минэк прямо указывает, что модель экономического роста существенно не изменяется. Мы принимаем бюджет трехлетки, и Макарова интересует, каким образом можно сейчас выстраивать экономические планы, когда мы все говорим, что без модели экономического роста мы не можем обеспечить экономический рост? Здесь не подсчитаны очень многие вещи, в том числе и негативное влияние на экономику, запланированное на ближайшие три года бюджетной консолидации.

Бюджетная консолидация нужна абсолютно. Но то, что у нас называется бюджетной консолидацией, на самом деле ею не является, потому что’ бюджетная консолидация – для тех, кого Минфин задавить может. Бюджетной консолидации для тех, с кем Минфин спорить не может, не существует. И поэтому бюджетная консолидация превращается в свою противоположность. Если проводить бюджетную консолидацию, она должна быть, безусловно, для всех. С одной стороны, мы балансируем бюджет, с другой стороны, мы ограничиваем возможности развития экономики.

Опытный бюджетник, закалившийся на посту председателя комитета по бюджету в те еще непростые времена секвестра, зампред Думы Александр Жуков поймал себя на мысли, что много лет не выходил на эту трибуну во время обсуждения бюджета, но характер дискуссии, он за это время не изменился. Бюджет вырос раз в десять, а обсуждается один и тот же вопрос. Конечно, очень хочется увеличить доходы бюджета или, по крайней мере, написать их намного больше и соответственно увеличить расходы. Потому что действительно есть очень много вещей, которые у нас в стране не решены и которые нужно решить. Предлагаются порой самые экзотические способы такого увеличения доходов. Например, отменить возврат НДС по импорту. Но, вы знаете, если наши производители продают что-то в Германию, то у них там возьмут НДС. И если еще возьмут в России, то этот товар станет неконкурентоспособным. И очевидно, что мы убьем курицу, которая несет золотые яйца: нефть, газ и так далее. Поэтому это можно сделать один раз, а дальше все закончится.

Жуков отметил слова Николая Коломейцева. В 1844 году ввели прогрессивную шкалу налогообложения в Англии. У нас она была до 2000 года. Но что в это время у нас полстраны получало минимальную заработную плату 100 рублей и никто не платил налоги. Соблазн велик – сделать такие простые и, казалось бы, легкие шаги, только результат будет совершенно противоположный.

Результат будет такой, предупредил Жуков: мы возьмем на государство дополнительные обязательства, потому что расходы бюджета – это обязательство государства, которое оно должно выполнять, и не сможем выполнить. Мы это проходили, и кризис конца 1990-х годов, когда страна узнала страшное слово “секвестр”, и когда по полгода не платили зарплаты и пенсии. Все это у нас уже было. Мы не можем пойти по этому пути, потому что кризис в стране возникает тогда, когда теряется доверие к власти, а доверие к власти – это как раз выполнение тех обязательств, которые даны.

Следует понимать, что в постсоветском прошлом страна избежала кровавых переворотов, но это удалось достаточно дорогой ценой для социалки и экономики через снижение уровня суверенитета. В России этот уровень все же выше других стран. Признаки внешнего давления отражаются в выводе ресурсов, а он намного больше и шире в возможностях, чем принято говорить. Поэтому показатели бюджета сами по себе для стороннего читателя ничего не значат. Это ориентир для профессионалов, вынужденных каждый год расшифровывать бюджетные головоломки. В прошлом этим занималась Оксана Дмитриева.

Сегодня Макаров ее вспомнил, призывая обратиться к Оксане Генриховне Дмитриевой, тогда, по крайней мере, уж откровенных ляпов вот в этом новом тексте не будет.

Макаров надеется, что в этом зале наконец-то больше уже никто не предлагает печатать деньги. Все поняли безответственность этого предложения.

Острота схлынула вместе с толпой журналистов. Оставшиеся стали свидетелями, что достойное их внимания не только не кончилось, но и нарастало. Самый вредный замминфина Алексей Лавров проводит депрессивные законы своей мечты по сокращению финансирования. Ему на подхвате работает коллега Алексей Моисеев. Пришлось вопреки протестам депутатов проголосовать в первом чтении проекты: о продлении неиндексации 24 категорий социальных выплат; о приостановлении действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора; о приостановлении выплат собственникам культурного наследия и др.

Александр Шерин справедливо заметил, что правительство рассчитало – после принятия бюджета индексацию можно было не делать.

НАТО у границ, а мы сокращаем обеспечение военнослужащих?

Острая дискуссия прошла по первому чтению бюджетов трех внебюджетных фондов – Пенсионного, ФОМС и ФСС. Вместе с фондами создана неповоротливая бюрократическая система. К заложенным в 90-х системным проблемам постоянно добавляется что-то новое. Начатое не доводится до результата. Не утверждена стоимость пенсионного коэффициента. Население стареет, пенсионеров будет 43,9 млн, расходы Пенсионного фонда 8,8 трлн руб. Налицо несовершенство методики расчета прожиточного минимума пенсионера. Рост зарплаты врачей проводится за счет сокращения штата и повышения нагрузки. Умерших в больницах на 24 тыс больше, госпитализированных на 800 тыс. меньше, 100 тыс. медработников сокращено. 79% работников не могут обеспечить себе минимальную пенсию на уровне прожиточного минимуму 8 тыс. Стоимость родового сертификата не менялась десять лет – 11 тыс. руб.

Ярослав Нилов предложил вернуть чиновникам, которые за это отвечают, зарплату десять лет назад. Они разбегутся.

Обещанные корреспонденту «МП» Алексеем Пушковым перемены начались с опозданием на два года и тогда, когда ожидания, казалось, обмануты навсегда. И все же мы только в начале дороги, вдоль которой лес густой с Бабами-ягами, а в конце дороги той, как известно из песни Высоцкого, плаха с топорами. Колею нашей безысходности начинает размывать, и мы должны искать развилку – фуркацию новой модели развития страны.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top