Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > НЕЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ

НЕЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ

Большой театр представил вторую премьеру нового 241-го сезона. Следом за прекрасной «Манон Леско» Пуччини на Исторической сцене – на Новой предстал «Билли Бадд» Бриттена

Это еще одна после «Роделинды» Генделя копродукция с Английской национальной оперой. Режиссер Дэвид Олден, сценограф Пол Стейнберг и музыкальный руководитель и дирижер Уильям Лейси и весь певческий состав создали поразительный, эстетически безупречный спектакль, открывший зрителям новые горизонты в познании неведомых оперных шедевров. 29 ноября и 1 декабря – заключительные показы премьерного блока. Следующий спектакль – только в феврале.

Выдающийся британский композитор Бенджамин Бриттен, столетие которого отметили три года назад, довольно редкий гость на московской оперной сцене. «Сон в летнюю ночь» в 1965 году в Большом ставили Борис Покровский и Геннадий Рождественский. Не так давно английскую версию «Сна…» показал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, но по контракту спектакль мог быть показан всего несколько раз. К 100-летию композитора в Камерном музыкальном театре им. Б. Покровского по инициативе Геннадия Рождественского и при его музыкальном руководстве поставлена опера-притча «Блудный сын». Вот и весь оперный Бриттен в Москве. А между тем, композитор сочинил почти полтора десятка оперных произведений, но московский зритель практически не знаком с ними. Однажды, правда, Мариинский театр привозил из Санкт-Петербурга инфернальный «Поворот винта» на «Золотую маску».

%d0%b4%d0%b0%d1%88%d0%b0%d0%ba

Вдохновленный сюжетом повести классика американской литературы Германа Меллвила «Билли Бадд – фор-марсовый матрос» композитор создал мощное музыкальное полотно. И маэстро Уильяму Лейси удалось вместе с оркестром донести до слушателя глубину и новизну этой музыки, волнующей до мурашек. В ее звуках есть все: морские штормы и пушечная пальба, противостояние добра и зла, потаенная страсть, муки совести, раскаяние. Конечно, было бы идеально, если бы зрители, пришедшие в театр, сначала прочитали повесть про Билли Бада, но и без этого сюжет не оставляет равнодушным. А ведь здесь нет ни одного женского образа, любовной линии. Впрочем, мотив любви-ненависти не явно, но вплетен в сюжетную канву. Чем юный, чистый душой и при этом смелый, честный и целеустремленный Билли вызвал патологическую неприязнь брутального каптенармуса Джона Клэггарта? В повести на этот вопрос есть почти прямой ответ. И дело не в том, что он заподозрил Билли в измене английскому флагу и капитану Виру. Не просто же так он утыкается в красный платок, сдернутый с шеи Билли…

Это три главных действующих лица. В заглавной партии на московской сцене дебютирует Юрий Самойлов. У молодого одаренного певца неординарная биография. Родился в Белоруссии, учился в Киевской консерватории, выступает во Франкфуртской опере и других европейских театрах. Он стал достойным партнером выдающихся артистов – Джона Дашака (капитан Вир) и Гидона Сакса (каптенармус Джон Клэггарт). Кстати, не так давно мы видели великолепного Джона Дашака в совершенно другом по характеру образе: в премьерной «Катерине Измайловой» Шостаковича он сыграл Сергея, которого просто невозможно забыть – такой мерзкий тип у него получился. А в этом спектакле он совсем другой. Романтический герой, книжник и патриот, философ и заложник долга и чести, красавец в роскошном белом плаще, он не смог пойти против закона и защитить Билли от казни. Ведь оболганный Билли был потрясен напрасным наветом Клэггарта и убил его в состоянии безумного волнения, случайно. Это терзает капитана, которого мальчик боготворил, заставляя снова и снова повторять слова раскаяния. В финале Вир в арестантском бушлате – опустившийся больной старик.

Во второстепенных ролях замечательно выступили наши певцы – Олег Цыбулько, Марат Гали, Николай Казанский, Александр Миминошвили, Станислав Мостовой  и другие, а также хор и миманс. Вот ничего не вызывает вопросов и не раздражает в этой масштабной постановке благодаря крепкой режиссерской руке и концептуальному художественному решению. Например, костюмы из разных эпох (художник – Констанс Хоффман), хотя речь идет о событиях наполеоновских войн, дают простор для зрительской фантазии: эта английская история могла произойти где угодно и когда угодно. Продумана каждая мизансцена, великолепна аскетичная «движущаяся» сценография, ведь действие происходит на боевом корабле по имени «Неустрашимый», который становится еще одним героем трагедии. Это на его мачте вздергивают несчастного Билли Бада, а на палубе скованные одним канатом бесправные матросы-заключенные под дубинками и окриками надзирателей тянут свою бесконечную лямку, вспоминая прекрасного «ангела света», так неловко попытавшегося противостоять злу и несправедливости.

 

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Дамира ЮСУПОВА (Большой театр).

Добавить комментарий

Loading...
Top