Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ДОМ, ГДЕ СКРЕЩИВАЛИСЬ СУДЬБЫ

ДОМ, ГДЕ СКРЕЩИВАЛИСЬ СУДЬБЫ

В галерее «ARTSTORY» (Старопименовский пер.14) работает выставка «МЯСНИЦКАЯ, 21. ПЕРЕКРЕСТОК СУДЕБ». Главные ее персонажи – люди искусства – Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко.

Мясницкая, 21. Под этим номером располагался доходный дом, где жили до революции профессора и преподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчества. О нем упоминает в своей «Автобиографии» Борис Пастернак, живший там со своим отцом Л.О. Пастернаком, ведущим педагогом школы:

«Когда мне было три года, переехали на казенную квартиру при Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой напротив почтамта. …Главное здание, старинное и красивое, было во многих отношениях замечательным. Пожар двенадцатого года пощадил его… С началом нового века Москву охватило деловое неистовство первых мировых столиц. Бурно стали строить высокие доходные дома… На всех улицах к небу поднимались незаметно выросшие кирпичные гиганты. … Горячка девяностых годов отразилась и на Училище. Казенных ассигнований нехватало на его содержание… Решено было на земле Училища возвести многоэтажные жилые корпуса для сдачи квартир внаем. Наш флигель также был предназначен на снос».%d0%b0-%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be-%d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80-%d0%b8%d0%b7-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%b8-%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d0%bd%d0%b0-%d0%bc%d1%8f%d1%81%d0%bd%d0%b8

Так появился кирпичный гигант на Мясницкой, 21, существующий до сих пор. Живший в нем Александр Родченко запечатлел его в фотосерии, так и названной «Дом на Мясницкой» с разнообразными углами и перекошенными ракурсами. После революции он стал «домом ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа», примыкавшего к историческому зданию Училища (ныне Московская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова). В его квартирах жили в советское уже время поэты Н. Асеев и А. Крученых, художники и скульпторы В. Татлин, В. Фаворский, А. Осмеркин, А. Древин и Н. Удальцова. А также те, кому посвящена сегодняшняя выставка – жильцы квартиры №36: художница и поэтесса Раиса Идельсон (1894–1972) и ее мужья – Роберт Фальк (1886–1958) и Александр Лабас (1900–1983). О Фальке и Лабасе написано много, они – признанные классики новой %d1%80%d0%b0%d0%b8%d1%81%d0%b0-%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%be%d0%bd-%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82-%d1%81-%d0%b8%d0%b7%d1%83%d0%bc%d1%80%d1%83%d0%b4отечественной живописи. А вот о Раисе Идельсон практически неизвестно ничего. Выставка – попытка восстановить ее облик – телесный и духовный через ее портреты, воспоминания о ней, документы, чудом сохранившиеся ее полотна и стихи, говорящие о том, что она была незаурядным художником и поэтом. И – красивой женщиной. Об этом говорят ее «Автопортрет с изумрудом», «Женщина на тахте под портретом Сезанна» Р. Фалька, работы А. Лабаса и других художников.

Материалы для выставки предоставили Третьяковская галерея, ГМИИ, ММСИ, музеи Краснодара, Курска, Ярославля, Государственный архив литературы и искусства, частные коллекционеры и семейный архив.

Выставка открыта до 26 января.

Олег Торчинский

Добавить комментарий

Loading...
Top