Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > КИНОФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

КИНОФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Золотой век русского кино вернулся на новом уровне качества. Сохранились таланты и возможности, растет зрительский запрос, и есть политическая воля этому запросу следовать. Чудом сохранились талантливые люди, и киноиндустрия восстанавливается в условиях свободного дикого рынка. Российское кино превратилось в бренд, завоевало Китай и Индию, пробилось в Японию впервые после распада СССР. Внутри России новое русское кино уверенно отвоевывает экран у монополии Голливуда, конкурируя без преференций. «Викингу» предлагали раздвинуть прокат, но авторы отказались.
Это следует из пресс-конференции в ТАСС, посвященной итогам Года кино с участием мощной команды: министр культуры РФ и глава оргкомитета Года российского кино Владимир Мединский, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук, генеральный директор кинокомпании «Студия ТриТэ» Леонид Верещагин и генеральный директор продюсерской компании «Дирекция кино» Анатолий Максимов.
Участники пресс-конференции пытались привычно оправдываться за государственную поддержку – мол, везде и в Европе так, кроме США. Однако практически все, начиная с Бондарчука, разными словами говорили о том, с какими барьерами сталкивается отечественное кино на пути к зрителю. Вот это «Старик, да ладно», которым отвязались от Бондарчука за срыв договоров и договоренностей, циркулирует по любым направлениям, где выигрывают таланты России – допинговая истерия против спорта, ограничения на телеэкран для отечественного кино и науки, новости RT на Западе, систематические и системные наезды на отечественную кинологию. И тем не менее российское уверенно продвигается. Сегодня журналистам представили масштабную интегрированную программу с отчетом по перевыполнению плана. Что соответствует действительности. Признались в неудачах и представили намерения избежать неудач в будущем.
Очень жаль, что Мединский не занимается литературой. Там расцвет не меньше кино, но взаимного доступа книги и читателя друг к другу нет.
Технологически сейчас совсем нетрудно обыграть по качеству Голливуд с его сценарным кризисом. Трудно выдержать конкуренцию в условиях жесткого управления событиями через интегрированный маркетинг коммуникаций. Голливуд пользуется беспрецедентной поддержкой в прокате и promotion. Отсутствие в США государственного финансирования кинопродукции или спорта не должно вводить в заблуждение, потому что там практически нет самого государства как института развития в нашем понимании. Зато политическая поддержка беспрецедентная. Имеется в виду мощный promotion в составе интегрированного маркетинга коммуникаций. В России вырастили несколько поколений с уверенностью в низком качестве отечественного кино, отсутствием в стране науки и литературы. Эти люди уже не узнают, что они потеряли.
Поэтому немного анализа и теории. Монопольно доминирующая в мире кинопродукция основана на островном типа эстетизма, который уверенно проник сквозь железный занавес достаточно робким вариантом «Мистера Питкина», серийного убийцы хорошего вкуса. Сейчас нет предела совершенству, есть три икса, настоящее кино для порногурманов. Понятно, что такая продукция должна по определению быть оторванной от жизни, поскольку ориентируется не на реальные события, а девиантные ожидания сегмента аудитории с неадекватной мотивацией.
Русское кино унаследовало у литературоцентричной России 19-го века проникновение в феномен человека. Оно по определению в своей качественной части не может быть оторванным от реальности. В этом смысле Советская Россия 20-го века была киноцентричной страной.
Год кино в отличие от аналогичного по литературе не только не сорван, но и перевыполнен. Успех обеспечен прежде всего ростом зрительского запроса и усталостью от однотипной экранной продукции, где сочетаются высокие технологии спецэффектов и монтажа с распадом гуманитарных технологий киноиндустрии. Россия ответила на изменения доминанты массового сознания властным решением. Назначение Мединского прошло в череде форс-мажоров.  Мединскому было позволено собрать команду и приступить к интегрированной государственной поддержке, включая promotion.
К сожалению, оценки зрительского успеха по кассовым сборам еще хуже, чем экономики по ВВП. И это несмотря на то, что в программе развития российского кино удалось сделать систему продажи билетов на сто процентов прозрачной с использованием информационной системы ЕАИС. Каждый киноман может скачать мобильное приложение и смотреть, куда и на что ходит зритель. Однако судя по опросам ВЦИОМ, информированности населения в целом о новом кино нет. К тому же вопросы составлены не слишком адекватно и доверие к ВЦИОМ падает. Причина та же – эффективный антинациональный интегрированный маркетинг коммуникаций.
Результат тем не менее на экране, и он намного шире в списке названий по сравнению с тем, что было названо на пресс-конференции. Команда Мединского оценивает свой успех по так называемым фильмам-событиям, которые благодаря их поддержке получили позитивный promotion. Очень гордятся тем. что научились на высоко зрелищном уровне снимать драки и выстраивать спецэффекты. На самом деле искушенного российского зрителя привлекают тонко выписанные бытовые сцены с диалогами на уровне достижений высокой философии. Такие фильмы, как «Экипаж» или «28 панфиловцев», ценны прежде всего диалогами.
Кроме нескольких раскрученных фильмов-событий, есть достаточно много фильмов, где нет или почти нет спецэффектов. Например, «Птица». Или «Дневник мамы первоклассника», выстроенный исключительно на бытовых сценах и диалогах. Ну вот просто инструкция по общению родителей со школьным коллективом, заодно и друг с другом. Не менее актуальна была для 2016 года инструкция по выборам «День выборов – 2». Смешно, мудро, точно и ситуацию разряжает. Особое внимание должно быть варианту Смешариков «Легенда о золотом драконе» (предпоследняя надежда человечества). Тут прокол, мультфильм предназначен для взрослых людей с состоявшимся зрелым мышлением. Дети ничего не понимают в этой пародии на голливудские блокбастеры и одновременно на персонажи с островной ментальностью и аналогичным типом эстетизма.
Любитель отечественного кино может быть разочарован «Викингом». В нем вообще нет бытовых диалогов. Это чистейший русский протуберанец на поляну Голливуда. По полной программе, включая последний акт, который в глазах искушенного зрителя смотрится недоделанным. Ошибки нет, таковы законы жанра. Можно ожидать, что и «Пришелец» будет чем-то аналогичным. Делить кинопродукцию надо не по возрасту, а по умственному развитию и соответствующим запросам.
Фильмы «Дуэлянт» и «Ледокол» организаторы Года кино записали себе в пассивы, не считая их художественной неудачей. Сборы небольшие, и создатели сами расстроены. Проблема, как кажется, проста. Организаторы не стали раздвигать прокат для отечественных новинок. Авторы «Викинга» сами отказались и выиграли благодаря верному выбору жанра и адекватной рекламе. Грубо говоря, зрителя не обманули. «Три богатыря и морской царь», выйдя в прокат без преференций, отдал часть успеха иностранной продукции. Возможно, «Дуэлянт» и «Ледокол» просто не сумели найти дорогу к своему зрителю сквозь искусственно выстраиваемые барьеры.
Чтобы не повторять ошибок, Мединский намерен оставить День космонавтики 12 апреля отечественному фильму. Надо решить две проблемы: чтобы в этот день не было иностранной шумной премьеры, каких-нибудь очередных «убийц», и чтобы создатели двух сильных фильмом договорились, какой выпускать первым – «Время первых» о первом выходе человека в открытый космос и «Салют 7» об одноименной космической станции. Оба драматичны, основаны на реальных событиях и оба высокого современного качества.
Мединский намерен твердой рукой вести отечественное кино к зрителю. На крайний случай есть контрольный выстрел – лишение прокатного удостоверения. На голливудскую продукцию не распространяется, а отечественная столь низко не падает.
Итог Года кино в цифрах выглядит следующим образом. Доля российского кино на экране выросла до 18,4%. Считали честно. Потому что если бы взяли «Викинг», было бы 23%. Его от замысла до экрана делали семь лет. Всего вышло в прокат 156 российских фильмов. Их посмотрели 35,2 млн человек. сборы выросли с 7,22 млрд руб. в 2015 году на 18,7% в 2006-м до 8,58 миллиарда. Зарубежное кино показало сборы 39,73 млрд с ростом 9,5%. Поддержку Фонда кино получила половина – 80 фильмов. 1,4 млрд рефинансировано в отрасль.
За полгода действия программы кинофикации малых городов введено 174 современных кинозала, рассчитывали на 120. До конца 2017-го будет еще триста.
Внушительны итоги «Новогодней битвы 2017»: 67% зрителей выбрали российское кино. В топ-12 фильмов по посещаемости в новогодние праздники лидирует «Викинг» 28,2%. Далее идут: «Три богатыря и морской царь» 19,0%, «Кредо убийцы» 14,2%, «Пассажиры» 10,7%, «Елки 5» 10,6%, «Пассажиры» 10,7%, «Снежная королева 3. Огонь и лед» 6,5%, «Монстр-траки» 3,9%, «Дед Мороз. Битва магов» 2,8%, «Изгой-один: звездные войны. Истории» 2,3%, «Моана» 1,3%, «Призрачная красота» 0,5%, «Без тормозов» 0,3%.
Показательный рейтинг. И все же мучает загадка. Вспоминая историю с фильмом Сергея Бондарчука «Война и мир», сейчас понимаешь, что это была лучшая экранизация романа Толстого. Кому и как удалось внушить советской интеллигенции, что фильм слабый? Остается ощущение, что человечество постоянно грабят, эффективно умаляя то, что, кроме нас, сделать не может.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top