Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > НАСЛЕДИЕ РЫЦАРЯ РОССИЙСКОГО СОБИРАТЕЛЬСТВА

НАСЛЕДИЕ РЫЦАРЯ РОССИЙСКОГО СОБИРАТЕЛЬСТВА

В ГМИИ им. А С. Пушкина начала работу выставка «Сокровища Нукуса», предоставившая москвичам возможность снова увидеть экспонаты легендарного Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого.( они были показаны в 2011 году в «Галеев Галерее»). Они размещены в Главном здании ГМИИ, и в Отделе личных коллекций.

Имя основателя этого музея навсегда вписано в историю советского интернационального искусства ХХ века. Игорь Витальевич Савицкий (1913–1984) принадлежал к разряду тех людей, которых в былые времена называли тяжеловесным немецким словом «культуртрегер» – распространитель, разносчик культуры. Уроженец Киева, москвич в годы учебы и становления характера, он избрал для исполнения своей миссии на земле городок Нукус, затерявшийся в горячих песках пустыни Каракум, столицу Каракалпакии, автономной республики в составе Узбекской ССР.

Н Карахан «Выход на работу». 1934

Судьба занесла студента Игоря Савицкого вместе с эвакуированным Суриковским институтом в 1942 году в Самарканд, где он учился у Р. Фалька, Н. Ульянова, К. Истомина. Неоценимой школой для него, как художника, стали цвет и свет, которыми был наполнен Самарканд. И после войны он многие годы постоянно ездил в полюбившуюся ему Среднюю Азию в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции и пленился народно-прикладным искусством маленького народа – каракалпаков. И решился на необычный поступок, который в наши дни назвали бы сумасшедшим: отказался от квартиры на Арбате и переехал в Нукус. В начале 1960-х годов он привез в Москву на Всемирный конгресс востоковедов в МГУ выставку каракалпакского прикладного искусства, потрясшую всех. Результатом стало создание в 1966 году в Нукусе Музея искусств, директором которого, естественно, был назначен Савицкий ( он проработал на этом посту до последних дней жизни). Пожертвовав занятиями живописью, он приступил к главному делу своей жизни: коллекционированию произведений художников 1920-30-х годов. В 1960-е годы это была нетронутая целина: десятки имен художников, чье творчество не вмещалось в рамки соцреализма, были преданы забвению. И Савицкий развил бурную деятельность по выявлению и скупке для музея произведений забытых художников, в том числе расстрелянных во время политических репрессий, сгноенных в лагерях или только вышедших оттуда и обреченных на молчание за «формализм». Не торгуясь, он скупал у них все. Многие дарили свои работы, веря, что он спасет их для истории. Сегодня мы видим, что их чаяния сбылись.

У. Таксынбаев «Дорога». 1936

В своей неистовой деятельности Савицкий годами не вылезал из долгов, задерживал зарплату сотрудникам, изворачивался как мог. Однажды в отчаянии написал письмо с просьбой о помощи…барону Ротшильду, за что был вызван в КГБ. Были полулегальные махинации и не совсем этическое перехватывание редких полотен у коллекционеров… Но все понимали, что, он делал это для музея, для себя ему не нужно было ничего. Он не имел приличной одежды, питался кое-как. В квартирке его жили молодые сотрудники, а спал он в музее на раскладушке, жил на износ. За кристальную честность, личное бескорыстие и фанатизм многое ему прощалось.

А. Рыбников «Апокалипсис». 1918

Сегодня фонды музея включают более ста тысяч экспонатов – второе после Русского музея (СПб), крупнейшее по полноте и высокому качеству собрание произведений русского авангарда 1920-30-х годов, огромный пласт отечественного искусства, вырванный из небытия. Сегодня музей находится на территории другого государства и основатель его в этом не виноват: интернационалист по натуре, он и в страшном сне не мог представить события после 1991 года…

А. Исупов «Восточное кафе». 1914-1921.

Для показа в Москве отобраны 250 наиболее репрезентативных экспонатов. Это в первую очередь полотна художников разных поколений, среди которых Р. Фальк, А. Шевченко, А. Софронова, К. Истомин, А. Рыбников, С. Никритин и следующие по их стопам А. Волков, Н. Карахан, У. Таксынбаев, М. Курзин, А. Николаев (Усто Мумин), Надежда Кашина. В экспозицию включены археологические находки, например, керамические оссуарии (сосуды, где древние зороастрийцы хранили кости умерших), а также полихромная керамика. майоликовые плитки XIII-XIV вв, женские костюмы и т.д.

Выставка открыта до 10 мая.

Олег Торчинский

 

Добавить комментарий

Loading...
Top