Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > А «МАСОК» ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ НА ВСЕХ

А «МАСОК» ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ НА ВСЕХ

Трехмесячный фестиваль Российской национальной театральной премии «Золотая маска» завершился традиционным вручением наград. Прежде всего, помянули добрым словом умершего бессменного председателя «Золотой маски» Георгия Тараторкина – прекрасного артиста, человека принципиального, интеллигентного и великодушного. Теперь на его месте – замечательный Игорь Костолевский.

Церемония на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко была стильной и симпатичной, а конферанс Ани Чиповской и Сергея Епишева – легким и остроумным. Плюс их бесконечная смена нарядов в четно-белой гамме, как и все оформление сцены. Около сорока прекрасных «Золотых масок» по эскизам незабвенного Олега Шейнциса (единственное, что не изменилось в «Золотой маске» за многие годы) вручили, по мнению двух жюри – музыкального под руководством Сергея Стадлера и кукольно-драматического под руководством Алексея Бородина, лучшим и лучших в рамках сезона 2015/2016. В списке номинантов 28 режиссеров и столько же спектаклей большой и малой формы. И это только в драме…

Если вернуться на два десятка лет назад и вспомнить, какой тогда была «Золотая маска», то нельзя не поразиться тому размаху и разнообразию, что она продемонстрировала нынче, аж в 23-й раз. По словам главного человека этой институции Марии Ревякиной, эксперты отсмотрели около 900 постановок по всей России, и до Москвы доехало тоже немало. Во всяком случае показов на московских сценах, по ее словам, было более 220! Зрители заполняли залы до отказа: невероятный интерес, а иногда и ажиотаж, проявили наши театралы.

Посмотреть действительно было что. Наверное, первый раз за многие годы больше удивили и порадовали не столичные театры и даже не питерские. Провинциальные театры! Прямо «жемчужины» какие-то создали некоторые молодые режиссеры, художники, артисты.

Вот, например, «Корабль дураков» по французским фарсам средних веков театра «Грань» из Новокуйбышевска. Чудо какое-то. Сколько вкуса, изобретательности у режиссера Дениса Бокурадзе и художника по костюмам Елены Соловьевой, которая получила свои заслуженную «Золотую маску». Какой талант и драйв у великолепных артистов этого маленького театрика! Жюри в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма» предпочло замечательную работу театра «Около» «Магадан/кабаре» Юрия Погребничко, хотя в списке номинантов на премию было 18 спектаклей, большинство – высокого класса. Замечательные «Записки юного врача» театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга – моноспектакль Максима Блинова по Булгакову. В топе у зрителей и критиков оказались «Три сестры» Тимофея Кулябина театра «Красный факел» из Новосибирска. Талантливый режиссер и его артисты рассказали эту драму совсем необычно – как глухонемые. Декорация представляет как бы проекцию дома Прозоровых, где в каждом его уголке все герои пьесы существуют параллельно основному действию. Чеховская история открылась такими неожиданными подтекстами, так современно прозвучала, что иногда возникало ощущение, что это написано не сто с лишним лет назад, а сегодня – Петрушевской, например. Артисты заслужили награду и получили спецприз жюри за ансамбль. Кстати, «Три сестры» представлены были еще и в интерпретации Андрия Жолдака – спектакль «По ту сторону занавеса» Александринского театра. Такого странного Чехова нам только и не хватало. Там Маша полюбила старика-Вершинина, травмированная с детства инцестом с отцом, а молодой муж, педагог по профессии господин Кулыгин ее за это насилует. Вот такие перверсии Жолдака, которого очень любят «критики-радикалы» и «продвинутые» зрители – ну, Бог им судья. Актеры и здесь показали чудеса владения профессией и главная «тройка» –  Алена Вожакина, Игорь Волков и Виталий Коваленко – награждены спецпризом жюри. Чехов, видимо, в прошлом сезоне был на пике популярности: на фестивале показали пьесу «Дядя Ваня» в двух вариантах – из Воронежа Михаила Бычкова и из Норильска Петра Шерешевского. Эти режиссеры тоже интерпретируют в современном ключе, но удручают затасканные приемы. В первом случае герои любят охладиться в дачном душе, во втором – струи стекают с небес и из целлофановых пакетов, которые щедро присутствуют на сцене. И везде – шлягеры советской поры и зарубежные. Единственно, нет претензий опять же к актерам. Просто удивительно сколько талантливых людей рождает наша земля.

Главный приз – «Золотая маска», да не одна, наконец-то у Театра им. Вл. Маяковского. Спектакль «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса награжден как лучший спектакль большой формы, Евгения Симонова, пронзительно и ярко сыгравшая Софью Андреевну Толстую – как лучшая актриса, автор пьесы Марюс Ивашкявичюс получил приз в новой номинации «лучшая работа драматурга». А вот лучшим режиссером по версии жюри назван Андрей Могучий за спектакль Большого драматического театра им. Товстоногова «Гроза». И это справедливо. Лучшим актером стал Данила Козловский, изображавший заглавного героя в спектакле Малого драматического театра «Гамлет» в постановке Льва Додина. Кажется, это самое спорное решение жюри. И Гамлет у него – неприятный тип, и истерика в финале с пляской уже была, когда он играл Лопахина в «Вишневом саде». Этот «Гамлет» кому-то очень нравится, кто-то его тихо поносит, а большинство желающих его посмотреть, ничего сказать толком не может. Три показа с объявленным заоблачными ценами (порядка 20000 за место в партере) не смогли удовлетворить спрос. Это вызвало большую полемику в соцсетях и СМИ, а Марии Ревякиной даже пришлось объяснять, как так получилось. Неубедительно. Жюри не сочло нужным наградить спектакль, а значит…

Впрочем, все равно нынешняя «Золотая маска», побившая все рекорды по цифрам, надолго останется в памяти замечательными спектаклями. А «Масок» всегда не хватает на всех.

Ирина ШВЕДОВА.

Добавить комментарий

Loading...
Top