Вы здесь
Главная > #МОСКВА > ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ПО МОСКВЕ С ВЕТЕРКОМ

ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ПО МОСКВЕ С ВЕТЕРКОМ

Красные двухэтажные автобусы двигаются по двум экскурсионным маршрутам – большому и малому, которые обозначены как «зеленый» и «красный». Большой захватывает несколько московских набережных, проходит по Воробьевым горам и Новому Арбату, а малый пролегает через самый центр Москвы, от храма Христа Спасителя через Моховую, Охотный ряд и до Красной площади. Корреспонденту «МП» посчастливилось проехать по комбинированному маршруту, который объединил два основных.


Билеты продаются прямо на борту, этим заведуют стюарды — приветливые девушки в красных костюмах. Вместе с билетом они вручают туристическую карту Москвы и наушники, которые подключаются к пульту с аудиогидом на восьми языках.

Автобус стартует от Болотной площади и несколько минут продирается через сфетофор у Большого Каменного моста. В это время в наушниках мы слышим рассказ о знаменитом «Доме на набережной». Аудиогид рассказывает про горькую судьбу многих привилегированных жителей этого дома, которые в советское время жили в нем «под присмотром Лубянки». Тем временем автобус вырывается из затора и не торопясь едет по мосту. С верхней палубы открывается необычный вид на Кремль. Его не заслоняют проезжающие машины и туристы начинают щелкать фотокамерами и делать селфи на смартфоны. «Очень хорошо все видно», – говорит испанская туристка из Валенсии. Ее зовут Роза, она приехала в Москву вместе с мужем и друзьями.
Съезжаем на набережную. Первая остановка – у храма Христа Спасителя, там подсаживаются еще несколько человек. Едем вдоль Москвы-реки, автобус притормаживает только на светофорах. На пути до Крымского моста слушаем рассказ о том, как в столице появился гигантский памятник Петру I работы скульптора Церетели, на Фрунзенской набережной диктор вскользь обращает внимание на здание министерства обороны, в котором сегодня располагается Национальный центр управления обороной России и погружается в историю Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. «Из безобразного рынка он вновь стал парком культуры», завершает свой рассказ экскурсовод. Как пить дать, тот, кто это сочинил, в прошлые годы отравился в ЦПКиО шашлыком или несвежим чебуреком.
Не скажу, что здание военного ведомства представляет собой шедевр архитектуры, но две яркие достопримечательности возле него стоило бы указать. Это скульптурные композиции, посвященные героям фильма «Офицеры», где артисты Георгий Юматов, Василий Лановой и Алина Покровская выполнены, что называется, в натуральную величину, и кинокартины «Они сражались за Родину». Отметим, что второе изваяние явно удалось художникам. Особенно фигура и лицо солдата, которого сыграл Юрий Никулин, очень пронзительно смотрит он, обернувшись назад.
Следующая достопримечательность — здание президиума Российской академии наук на Воробьевых горах. Мы слышим рассказ о необычной конструкции из позолоченного металла на крыше этого небоскреба, которую за мудреную форму в народе прозвали «золотыми мозгами». По рассказу аудиогида, это каркас для солнечных батарей, которые в советское время якобы спроектировали, да так и не построили на крыше. «Нигде больше нет ничего одновременно интересного и бесполезного. Ура перестройке!», – припечатал рассказчик штаб-квартиру российских ученых.
Мы приехали на смотровую площадку перед МГУ. Стюард объявляет, что автобус будет стоять десять минут и желающие могут вернуться в него или погулять до прихода следующего, по графику он будет через четверть часа. На борту человек двенадцать, но выходят не больше трех туристов. Остальные просто глазеют по сторонам, пригревшись на майском солнце.
Очередная остановка – на Бережковской набережной. Здесь можно пересесть на теплоход и совершить речную прогулку до Котельнической набережной и обратно. Едем дальше, следующая станция — площадь Киевского вокзала. Здесь в автобус садятся с десяток новых туристов. Пока девушка-стюард продает им билеты, слушаем рассказ, какой замечательный торговый центр построили на площади. Не знаю, у многих москвичей в отношении этой стеклянно-бетонной глыбины совсем другое мнение.


Дальше наш путь пролегает по Новому Арбату. В наушниках звучит история этого проспекта, в том числе последних десятилетий. «Когда гэмблинг процветал на Арбате, эта улица напоминала Лас-Вегас», – уверяет нас диктор. Автобус сворачивает на бульварное кольцо и по Гоголевскому бульвару, через улицы Знаменка и Моховую подъезжаем к Манежной площади. Здесь автобус снова будет долго стоять в ожидании своих пассажиров. Кто-то из туристов замечает, что такие большие остановки красных двухэтажных автобусов встречаются не во всех европейских столицах. Соглашусь, в свое время довелось покататься на таких автобусах по Парижу и Амстердаму, там вышел на остановке и жди следующего.
Настает финальная часть поездки. Едем по Охотному ряду в сторону Лубянской площади. Аудиогид нагоняет жути: «Слово «Лубянка» печально известно по всему миру, оно ассоциируется со сталинскими репрессиями. В здании КГБ, которое теперь занимает федеральная служба безопасности, раньше находилась внутренняя тюрьма, в которой содержали самых опасных преступников — политических! (Вот те на, а я-то думал, что опасней все-таки убийцы и грабители). На Лубянской площади установлен памятник жертвам этих репрессий — Соловецкий камень. Он привезен с Соловецких островов, на которых располагался один из самых ужасных концлагерей».
Зато про историю Политехнического музея, который стоит рядом с камнем, а это уникальный памятник московской архитектуры и один из самых интересных музеев столицы, — почти ни слова, кроме пары фраз о том, что он скоро откроется после реконструкции.
Сворачиваем на Ильинку, доезжаем до Красной площади. Кто-то выходит у ГУМа. А наш красный лайнер съезжает по Васильевскому спуску и через Москворецкий мост возвращается на Болотную площадь, круг замкнулся. Но по билету можно кататься хоть два дня подряд, и практически все мои спутники отправляются на экскурсию вновь. Три человека покидают автобус, да и мне пора выходить. По пути до метро спрашиваю у одной из туристок, как ей поездка. Девушка Айсель из Баку рассказывает, что маршрут ей понравился, было интересно посмотреть на Москву и поездка не была затянутой. Справедливости ради отметим, что автобус действительно практически не стоял в заторах, за исключением пары пробок на бульварах и перекрестках. Как мне рассказал водитель нашего рейса, в будние дни такая удача выпадает на первую половину дня, а в выходные поездка обходится без пробок почти весь день.


А вот что касается рассказов аудиогида, то здесь у меня, москвича, к ним есть вопросы. Как человек, родившийся и выросший в Москве, я люблю свой город и хочу чтобы российские и иностранные туристы узнавали больше интересного из ее истории и современности, обращали свое внимание на новые достопримечательности. А через слово ворошить грехи прошлого и кормить слушателя байками — невеликий труд. Кстати, пока мы ехали, девушка-стюард обмолвилась, что к лету звуковую экскурсию перезапишут.
Григорий Миленин.

Добавить комментарий

Loading...
Top