Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ МЕШАЕТ ДЕФИЦИТ КАДРОВ?

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ МЕШАЕТ ДЕФИЦИТ КАДРОВ?

Весна – это не только время любви и пробуждения природы, но и период сдачи экзаменов, момент ответственного выбора будущей профессии. Почти как в известной песне: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…».

Учился, учился, а в дело не сгодился

По данным статистики, приведенным одним из участников прошедшего на днях круглого стола «Политика импортозамещения и дефицит рабочих кадров» заместителем директора по организации мероприятий чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Олегом Базером, на сегодняшний день только треть выпускников российских учебных заведений трудоустраивается по полученной специальности. Причем, это касается как выпускников ВУЗов (сейчас в них обучается около 5 млн. человек), так и колледжей (в 4 тыс. колледжей обучается 2,5 млн. человек). Между тем сами работодатели постоянно говорят о нехватке квалифицированных специалистов. Несмотря на многолетние попытки как-то согласовать запросы рынка труда с возможностями образовательной системы достигнутые результаты, учитывая вышеприведенные статистические данные, вряд ли можно считать удовлетворительными.
«Какое влияние оказала на подготовку высококвалифицированных рабочих политика импортозамещения? В каких отраслях российская экономика испытывает особый дефицит рабочих кадров? На какую зарплату могут рассчитывать выпускники техникумов и колледжей? Кто должен заниматься профподготовкой – государство или бизнес? Какие результаты показывают наши молодые профессионалы на международных соревнованиях?», – в обсуждении всех этих вопросов приняли участие представители московских предприятий, Департамента образования г. Москвы и руководители московских колледжей.

«Островок стабильности» со своими проблемами

Конечно, в Москве ситуация выглядит несколько более оптимистично, чем в российской глубинке. Как сообщил директор Образовательного комплекса «Юго-Запад» Сергей Мадилов, 75% выпускников московских колледжей трудоустраиваются по специальности, 10% идут в армию, а еще 5% продолжают обучение в ВУЗах.
Хотя и в столице не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, по данным Департамента труда и соцзащиты населения г. Москвы, сейчас каждый четвертый, обратившийся в службу занятости – это представитель молодого поколения, причем зачастую с дипломом. С другой стороны, и московские работодатели тоже постоянно жалуются на нехватку квалифицированных специалистов.
«Нехватка высококвалифицированных рабочих – это большая проблема для Москвы. Отчасти, это последствия политики деиндустриализации города, которая проводилась в течение десятилетий. Вектор начал меняться лишь 5 лет назад», – отметил генеральный директор ГБУ «Агентство инноваций Москвы» Алексей Парабучев.
Сейчас кардинально меняется само традиционно сложившееся преставление о рабочих специальностях. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Алексей Парабучев привел пример перспективной рабочей профессии – «печать для медицинских нужд органов на 3D принтере». По его мнению, нельзя при подготовке кадров ориентироваться только на требования конкретных работодателей, иначе мы лишим себя будущего, а наша экономика обречет себя на роль вечно догоняющей.
«Ведь предприятия смотрят на проблему подготовки кадров только с позиций потребностей сегодняшнего дня, от силы – завтрашнего. А образовательные требования должны быть ориентированы на послезавтра», – полагает директор Колледжа предпринимательства №11 Вячеслав Шептуха.

Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

Между тем представители «реального сектора» убеждены, что «дефицит кадров» лишь часть проблемы импортозамещения и ее нельзя решать в отрыве от остальных задач экономики, если мы не хотим получить очередное поколение прекрасно образованных «лишних людей». Принявший в работе круглого стола представитель открытого московского «Косметического объединения «Свобода» Сергей Говоров полагает, что пока российская экономика зачастую не готова «воспринимать» инновационные профессии:
«Импортозамещение не делается только потому, что наступил кризис. Ему должен предшествовать этап длительной модернизации производства, внедрения новых технологий. Дефицит кадров лишь часть этой проблемы, ведь рынок труда – это тоже рынок, и на него влияет, в первую очередь, экономика, а не призывы и лозунги».

«Текучая реальность» и задачи системы образования

Среди социологов в последнее время все большую популярность приобретает теория британского ученого Зигмунта Баумана о «текучей современности». Суть ее вкратце сводится к тому, что главной особенностью современного мира является колоссальная скорость происходящих изменений буквально всего – от государственных границ до места жительства, профессии и социального статуса конкретного человека. Концепция «текучей реальности» утверждает, что главным конкурентным преимуществом в современном мире является скорость или способность быстро меняться. В связи с этим, одной из основных задач образовательной системы должна стать задача подготовки учащихся к жизни в условиях быстро меняющегося мира, «текучей реальности»: «Молодым людям, которые сейчас учатся, скорее всего, в течение жизни придется 4 – 5 раз кардинально менять профессию, так как они сейчас очень быстро появляются и исчезают. И к этому, к решению этих задач, должны быть подготовлены и учащиеся, и сама система образования».
Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top