Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > НАДО ЛИ КРАСИТЬ МОСТЫ?

НАДО ЛИ КРАСИТЬ МОСТЫ?

Жизненная мудрость учит, что «коней на переправе не меняют». Тогда почему так расточительно живет сегодня человечество? Из года в год увеличивается потребление невосполнимых природных ресурсов: нефти, газа, полезных ископаемых, чтобы превратить их после использования в горы мусора – бытовых и промышленных отходов. Как реагирует на это наш общий Дом – «планета дорогая по имени Земля»? Следствием деятельности человека является «парниковый эффект». Тают ледники в океане на Севере, происходит затопление мест обитания человека и животных на суше – живая природа отступает перед стихией глобального потепления. И в этом процессе немалую роль играют отходы черной металлургии: производство металла, его переработка, защита от коррозии связаны с большими затратами энергии.
Разрушая тело планеты «Земля» человек обрекает себя на самоуничтожение. Но с 60-х годов ХХ в. появились новые технологии, в ряду которых почетное место занимает применение атмосферокоррозионно-стойких строительных сталей. Если вместо окрашиваемых мостов применить конструкции, изготовленные из стали, стойкой к коррозионному воздействию атмосферных газов и влаги, можно сэкономить за сто лет эксплуатации при применении около 2 тыс. тонн конструкций в год более 6 тыс. тонн лакокрасочных материалов, что составило бы 180 железнодорожных цистерн; количество сэкономленной электроэнергии на выплавку стали и защиту ее от коррозии составило бы ежегодно 80 тыс. кВт.ч.
В связи с поставленной государственной задачей снижения энергоемкости ВВП в 2020 г. не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом особое внимание в строительстве будет уделяться экономичным неэнергоемким технологиям защиты металлических конструкций от коррозии Задача энергосбережения будет решаться на уровне проектирования и изготовления мало обслуживаемых конструкций.
Институтами АО ВНИИЖТ, ФГУП ЦНИИчермет, АО ЦНИИС, металлургическим комбинатом «Северсталь» (г. Череповец) разработана инновационная марка атмосферокоррозионностойкой стали (АССТ) С375 14ХГНДЦ а также Технические условия на фасонный и листовой прокат из этой стали – ТУ 14-105-629-99, ТУ- 14-105-656-2000 . Механические свойства стали С375 14ХГНДЦ выше, чем у известной с -60-х годов марки стали Кортен-А С 345 10ХНДП. Ударная вязкость (хладостойкость) больше в 2-3 раза; расчетное сопротивление в 1,5-2 раза выше, чем у стали обыкновенного качества С 245 Ст3пс5. Новая марка стали лучше сваривается и обрабатывается в толщинах более 6 мм, не склонна к хладноломкости и синеломкости – образованию холодных и горячих трещин; менее требовательна к условиям сварки. Скорость атмосферной коррозии АССТ через 3-4 года в средах со слабо- и среднеагрессивной степенями воздействия составляет до 6 мкм/год, тогда как обычная сталь С245 Ст3пс5 продолжает корродировать со скоростью 25-50 мкм/год. Особенностью эксплуатации опор является способность защитной пленки самовосстанавливаться при повреждении.
В области электрификации железных дорог в период 1995-2002 гг. применено около 15 тыс. тонн конструкций ригелей жестких поперечин, металлических стоек опор контактной сети из атмосферостойкой стали марок 10ХНДП, 14ХГНДЦ, 14ХГНДФ. Малообслуживаемые неокрашиваемые конструкции стоек опор и ригелей жестких поперечин применены на железных дорогах: Северо-Кавказской, Октябрьской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Дальне-Восточной. Имеется опыт эксплуатации с 2000 года не окрашиваемых ригелей жестких поперечин контактной сети из стали 14ХГНДЦ на ст. Подборовье Октябрьской ж.д., на участках электрификации Приволжской и Сев.- Кавказской, ж.д. (2003 г.): Карамыш – Петров Вал – Волгоград – Котельниково – Сальск ж.д.; на участке Залари-Головинская Вост.-Сибирской ж.д. (2003 г.) и др. За 26-летний срок эксплуатации отслаивающиеся продукты коррозии не наблюдаются. Не окрашиваемые мосты эксплуатируются с 1995 года на железных дорогах: Юго-Восточной, (р. Ворона); Южно-Уральской (р. Камышлы-Аят), Восточно-Сибирской (р.Снежная),

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

По данным заводов-изготовителей стоимость не окрашиваемых конструкций из атмосферостойкой стали 14ХГНДЦ меньше до 9,0 тыс. руб./т по сравнению с конструкциями из стали обыкновенного качества С245 Ст3пс5 с горячей оцинковкой. Экономия материала составляет до 19%.
Атмосферокоррозионностойкая сталь марки 14ХГНДЦ награждена Медалью 10-го юбилейного международного форума «Высокие технологии XXI века».

ПРЕИМУЩЕСТВА

1. Возможно применение вместо горячей оцинковки конструкций из стали С 375 14ХГНДЦ: в средах со слабо- и среднеагрессивной степенями воздействия не окрашенными.
2.  Конструкции малообслуживаемые, эксплуатационные расходы практически отсутствуют. При большей надежности и отсутствии трудозатрат на эксплуатацию срок службы возрастает в 1,5 – 2 раза – 75 – 100 лет вместо 50 лет.
3.  Производство при изготовлении и в эксплуатации экологически чистое. Исключается энергоемкий процесс горячей оцинковки и рекультивации земли от последствий цинковального производства. Решается проблема утилизации.
4.  Конструкции из атмосферокоррозионностойкой стали С375 14ХГНДЦ перспективны при освоении районов с суровыми климатическими условиями (с температурой воздуха до минус 65 град. С), имеющих дефицит трудовых и энергетических ресурсов: Забайкалья, Якутии, Чукотки и др.
В разработке инновационной технологии получения и применения атмосферокоррозионно-стойкой стали решающая роль принадлежит научным исследованиям. На собрании Национальной академии наук США в 2015 г. президент Б.Абама сказал: «Некоторые говорят, что в такое трудное время мы не можем позволить себе инвестировать в науку. Я категорически не согласен. Наше процветание, безопасность, здоровье, экология и качество жизни сейчас более, чем когда-либо зависят от науки».
На фронтоне здания Организации Объединенных Наций есть слова: »Земля – не наша собственность. Она дана нам в долг нашими детьми».

А. И. Шелест, к. т. н, АО ЦНИИС, Ю. В. Веселов, АО «Северсталь» менеджмент, А. Д. Конюхов, д. т. н. АО ВНИИЖТ

Добавить комментарий

Loading...
Top