Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ ПРЕДСТАВИЛ В ГОСДУМЕ СВОЮ НОВУЮ КНИГУ

ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ ПРЕДСТАВИЛ В ГОСДУМЕ СВОЮ НОВУЮ КНИГУ

Павел Крашенинников представил в четверг в Госдуме свою новую книгу «Закон и законотворческий процесс» (М.: Статут, 2017), в которой поставил вопрос о сокращении числа субъектов права законодательной инициативы. Их у нас 727, Россия в ряду мировых лидеров.

Представитель правительства в Госдуме Александр Синенко обрадовался: кого будем сокращать – самый многочисленный корпус?

Коллега Крашенинникова по фракции Отари Аршба испугался за депутатский корпус. Он предлагает добавить еще один субъект права законодательной инициативы – народ.

Однако проблема серьезная.

Крашенинников стал одним из первых, кто поднял ключевую проблему российского законодательства. Уже когда книга «Закон и законотворческий процесс» была в печати, коммунист Николай Коломейцев отмечал, что при таком числе субъектов законодательной инициативы думский портфель наполняется очень быстро и разгрести законодательные завалы практически невозможно.

Однако и содержать эти авгиевы конюшни небезопасно по причине неизвестности, кому из 727 что придет в голову неожиданно продвинуть и в какой форме.

На 52 – 53-й страницах книги Крашенинников по этому поводу написал следующее: «В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду по вопросам их ведения.

Если произвести простое арифметическое действие в виде сложения всех указанных в данной норме субъектов, то получается, что в нашем государстве 727 субъектов права законодательной инициативы. Представляется, что это достаточно много. По количеству субъектов данного права Россия находится в ряду мировых лидеров. Однако, как известно, много — это не всегда хорошо. Да и равноправность таких субъектов весьма условна. Вряд ли кто будет оспаривать, что политический и — что гораздо важнее — профессиональный вес каждого субъекта данного права отнюдь не равнозначен. Достаточно сравнить Правительство и депутата Государственной Думы или Конституционный Суд и законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Федерации.

Отмеченная неравнозначность зачастую приводит к внесению непроработанных законопроектов, утяжелению и даже противоречивости плана законотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации. Более того, данное положение не дает государству выстраивать четкое, логичное и системное правовое поле, а без этого поля невозможно в полном объеме защищать права граждан, юридических лиц и самого государства.

Очевидно, что если когда-нибудь будет принято решение о внесении поправок в действующую Конституцию либо о подготовке нового Основного Закона, то следует более внимательно отнестись к праву законодательной инициативы и соответственно к количеству субъектов такого права».

В примечаниях указано, что «Конституционные органы — это субъекты права законодательной инициативы. Президент, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд — итого пять. Далее 450 депутатов Государственной Думы, 85 субъектов Федерации, имеющих право законодательной инициативы через свои законодательные (представительные) органы. По два представителя от представительной и исполнительной ветвей власти субъектов Федерации — 170 и представители Президента, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации, т.е. 17 (на момент подписания работы Президент РФ не воспользовался данным правом). Итого в России на основании Конституции РФ существует 727 субъектов права законодательной инициативы».

Тем не менее Крашенинников, как и все опытные цивилисты, вовсе не является сторонником правки Конституции. От этого число неожиданных субъектов права законодательной инициативы может стать не меньше, а больше.

Презентация книги Крашенинникова уже породила байки в твиттере о замене депутатов роботами. Это представитель правительства Синенко виноват. Он побывал на лекции по искусственному интеллекту, и ему интересно узнать точку зрения Крашенинникова: можно научить робота законы писать?

Нет, конечно, заявил Крашенинников. Нормы права должны быть универсальные, а не под конкретные случаи. Учитывать нужно и договариваться как внутри страны, так и вне.

Лев МОСКОВКИН

 

Добавить комментарий

Loading...
Top