Вы здесь
Главная > #ТОЧКА ЗРЕНИЯ > ФРЕГАТ 21 ВЕКА

ФРЕГАТ 21 ВЕКА

В Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь» в торжественной обстановке был заложен для Российского ВМФ корабль с гордым названием «фрегат». В Российском флоте фрегаты на вооружении появились с конца 18 века. Вначале это были гребно-парусные суда при галерах, в парусном флоте – это трёхмачтовые корабли с мощным артиллерийским вооружением (до 60 орудий). Во 2-й мировой войне фрегаты составляли наибольший класс надводных кораблей США и Англии, и имели водоизмещение до 8 000 тонн и скорость до 30 узлов (55,5 км\ час). Использовались для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной защиты конвоев и в составе поисково-ударных групп и сил охранения авианосно-ударных соединений и десантных отрядов. По предназначению они должны быть универсальными кораблями. В советском ВМФ роль универсальных кораблей, схожими с фрегатами, выполняли эсминцы и БПК (большой противолодочный корабль), которые были способны решать задачи в океанской зоне. Мы, моряки, служившие в ВМФ в послевоенные годы и период «холодной войны» больше привыкли к этим названиям. Но, к сожалению, времена меняются, и в головах современных «флотоводцев», ориентированных на западные образцы вооружения, в умах полнейшая «каша» относительно классификации кораблей нашего ВМФ.

У меня, например, вызвало недоумение, когда Главнокомандующий ВМФ адмирал В. Масорин в речи при закладке головного фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», говоря о перспективном строительстве 20 фрегатов подобного типа, отметил, что в дальнейшем будут строиться и эсминцы. Возникает вопрос – тогда для чего будут предназначаться эсминцы, если их задачи сопоставимы с задачами, решаемыми фрегатами?

Но не будем вдаваться в критику классификации военных кораблей, всякое время приносит своё видение не только флотских задач, но и всяких других. Главное, чтобы был могучий Флот, и Россия стала в полноправный ряд великих морских держав, предназначенный ей по праву. Сейчас наш Флот нацелен на решение больше оборонительных и охранных задач, чем наступательных, и поэтому фрегат на ближайшие 10 – 15 лет должен явиться основной составляющей надводного ВМФ России.

Разработка многоцелевого, перспективного фрегата началась ещё тогда, когда наш флот переживал не лучшие времена, а проще говоря, разваливался. Но умные люди считали, что при всех неблагоприятных условиях нельзя терять технологии и специалистов. Поэтому ещё в 1995 году начались проектные работы по фрегатам, в основном ориентированных на экспорт из-за сокращения собственных кораблестроительных программ.

В сложившихся к настоящему времени геополитических и экономических условиях, в России приоритетным направлением в военном судостроении является создание универсального надводного корабля ограниченного водоизмещения, способного решать широкий круг задач как в морской, так частично и в океанской зоне. При этом нельзя забывать, что подводное кораблестроение не должно пострадать, как сдерживающий стратегический фактор против любого морского агрессора.

Корабли класса «фрегат 21 века» предназначаются для охраны и обороны корабельных группировок и районов базирования своих ВМС от ударов противника с морских направлений в военное время и для выполнения миротворческих функций в мирное время (например, у берегов Сирии в Средиземном море – В.К.).

В военное время корабль должен уничтожать боевые надводные корабли и торговые суда, вести борьбу с подводными лодками, отражать удары средств воздушного нападения, а также поражать наземные объекты в зоне досягаемости своего оружия.

В мирное время фрегат может привлекаться к несению дозорной службы, охране морской государственной границы и экономической зоны, а также к участию в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в прибрежной зоне.

Такой боевой универсальный надводный корабль с мощным ударным, противолодочным и зенитным вооружением водоизмещением до 5 000 тонн, скоростью хода около 30 узлов, дальностью плавания до 5 000 миль, с эконом ходом 16-18 узлов и автономностью до 30 суток как нельзя лучше соответствует современным требованиям. Аналогичные тенденции прослеживаются и в зарубежном военном судостроении, где создаются корабли подобного класса. Где не развито собственное военное судостроение они закупаются за рубежом (Индия, Малайзия и другие).

Сегодня не секрет, что самое дорогое в судостроении, особенно в военном, не сам корпус корабля, а его начинка. Оружие становится самым дорогим товаром. Исследования показывают, что наибольшая эффективность решения стоящих перед кораблём боевых задач достигается при оснащении его специально разработанной для кораблей класса «фрегат» интегрированной системы ракетного оружия. В её состав входит универсальная пусковая установка вертикального старта, способная осуществлять пуски противокорабельных, противолодочных и зенитных ракет большой дальности, а также крылатых ракет малой дальности для поражения различных целей. Такая интегрированная система ракетного оружия даёт возможность варьирования боезапасом различного назначения в зависимости от решаемых кораблём конкретных боевых задач.

В контексте данного материала мне представляется другой важный вопрос – Не явится ли «фрегат» точкой отсчёта возрождения Российского флота?

Если обратиться к истории, то, именно, на первый взгляд незначительные инициативы во флотских вопросах вели к возрождению Флота. После поражения в Крымской войне 1853-1856 годов возрождение флота началось с постройки полуброненосных фрегатов «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» по проекту А.А. Попова; мощный Советский Флот вырос с «москитного», который усиленно развивался в 30-е годы прошлого века. Одним словом, факт, строительства фрегатов на современном этапе даёт шанс правильно использовать момент для возрождения Флота. Один уже был упущен, когда по меркантильным соображениям бывшего Главнокомандующего ВМФ адмирала Куроедова был «зарезан» эсминец 21 века «Новик», строящийся на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Готовность его была 80%. Но тогда победили личные интересы, а не забота о Флоте и Родине!

Вот почему с закладкой фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (само имя головного фрегата символично – В.К.) на «Северной верфи» и оптимистичной речью нынешнего Главнокомандующего ВМФ адмирала В. Масорина в душах моряков и простых граждан России появилась надежда, что о Флоте задумались вверху. Ведь только совсем необразованный человек, типа Немцова, может говорить о великой России без Флота.

Будет целеустремлённая морская политика и воля, и за фрегатами в России появятся и крейсера, и авианосцы и другие боевые корабли. Вселяет надежду и то, что одновременно с закладкой фрегата на ФГУП «Адмиралтейские верфи» заложено и головное спасательное судно «Игорь Белоусов», открывающее серию спасательных судов нового поколения для российского ВМФ. Немаловажная веха, ведь всем ещё памятна трагедия АПЛ «Курск». Флот должен развиваться комплексно. Подобные дела вселяют надежду. И, наверное, впервые за 20 лет мы можем отметить День Военно-морского Флота России (в этом году 30 июля ) с надеждой за будущее Флота!

Вадим Кулинченко,

капитан 1 ранга.

Добавить комментарий

Loading...
Top