Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > С ЗАБОТОЙ О СТРАНЕ

С ЗАБОТОЙ О СТРАНЕ

На заседании Думы, которое провел зампред ГД от УПРФ Иван Мельников, рассматривался законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Документ внесен правительством 20 июня.

Представил замминистра финансов Владимир Колычев.

По словам Владимира Колычева, законопроект определяет возможность переноса средств из Фонда национального благосостояния в Резервный фонд. Устанавливается новое бюджетное правило с ценой отсечения нефтяных доходов в резерв сорок долларов за баррель. Таким образом абсорбируется денежная масса. Изменчивая цена на нефть стабилизируется за счет бюджетного правила.

Председатель бюджетного комитета Андрей Макаров выступил с речью, из которой следовало, что нас обманули, но закон принимать надо.

«Нужно правило. Но только это должно быть правило, мы не должны повторить тот печальный опыт бюджетного правила, которое теперь кануло в Лету. Помните, когда нам сказали, здесь, вот в этом зале нам говорили – если цена на нефть будет высокой, мы будем деньги откладывать, а когда она станет низкой, мы их будем тратить. Вот первая часть состоялась, когда цена на нефть была высокой, мы откладывали. Когда она стала низкой, нам сказали, а теперь мы их тратить не будем, потому что может быть еще хуже. Так вот выяснилось, что правило бюджетное действовало только тогда, когда оно было выгодно человеку, который его придумал. И перестало действовать в тот момент, когда этого человека оно не устраивало. Я могу назвать фамилию, все ее и так знают», – заявил Макаров.

Но есть и вопрос, на котором Макаров также не мог не остановиться. Сейчас много говорится о том, что необходимо ликвидировать существование двух фондов. И мы слышим, давайте ликвидируем ФНБ и передадим все деньги в Резервный фонд.

«Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Так можно ли ликвидировать фонд, который сегодня имеет главную функцию гарантий пенсионных прав граждан?» – ответ на вопрос Макарова очевиден.

Макаров вызвал дискуссию, в которой депутаты креативно высказались о долгогоиграющей идее лучшего Минфина всех времен и народов по омертвлению российской экономики. И Набиуллиной досталось с такими ставками ЦБ.

Макаров распалил Думу, сам высказался с критикой в адрес тех, кто внял его доводам.

Нехитрый прием работает железно, триста депутатов, 99 было против.

Под давлением дискуссии работа финансово-экономического блока перешла в какой-то новый жанр имитации заботы о стране.

Исторические сравнения не в нашу пользу. Например, депутат Владимир Сысоев среди прочего заявил: «А сегодня фактически этим решением вы предлагаете ликвидировать Фонд национального благосостояния. На вопрос, почему активы РФ хранятся в банках стран НАТО, которые продлили нам санкции, на эти вопросы вы не даете ответов вообще и не хотите на них отвечать. Приведу пример. Российская Федерация увеличила объем вложений в ценные бумаги правительства США в апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 22,4 миллиарда долларов. Об этом информирует ТАСС со ссылкой на доклад американского министерства финансов. И соответственно Российская Федерация поднялась по вложениям в бумаги с 15-го на 14-е место по инвестициям в ценные бумаги. Не знаю, хороший это показатель для России, наверное, не очень. Все-таки мы начинаем развивать экономику другой страны».

Вечером проголосовали  за правительственный законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и статью 29 Федерального закона «Об электроэнергетике», который призван законодательно отрегулировать инвестиционную деятельность естественных монополий.

Замминистра экономического развития Николай Подгузов для аргументации законопроекта выступил с обличительной речью. По его словам, законопроектом предусмотрено введение двух механизмов: установление единых требований к формированию и согласованию инвестпрограмм монополий и обязательное проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов. По актуальным данным, за 2016 год объем инвестиций инфраструктурных монополий составил около 1,4 триллиона рублей. Наша задача – добиться максимальной экономической отдачи от таких инвестиций. Инвестиции в монополии – это тариф на услуги, которые оплачивают все субъекты экономических отношений без исключения. Тарифная нагрузка на экономику не должна душить экономику, но при этом и инфраструктура должна быть обеспечена достаточным финансированием для поддержания качества и надежности. За последние 16 лет цены на газ выросли в 15 раз, на электроэнергию или железнодорожные перевозки более чем в 10, цены в промышленности увеличились в 6 раз.

При этом уровень износа основных фондов монополий ежегодно увеличивается, сохраняются значительные ограничения пропускной способности инфраструктуры, проблемы с технологическим присоединением. Очевидно, что средства, учитываемые при установлении тарифов, не направляются в достаточном объеме на поддержание инфраструктуры и решение приоритетных задач экономического роста.

«Мы это хотим изменить. Мы на самом деле поэтапно шли к данному законопроекту. Механизм согласования инвестиционных программ сначала был внедрен в тепле и в воде, электрических сетях и в целом доказал свою эффективность», – заявил замминистра Минэка Подгузов.

Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный всю сознательную жизнь до прихода в Думу 27 лет занимался вопросами, в том числе инвестиционного развития компании, которая обеспечила всю страну природным газом. По его словам, законопроект не содержит положений, определяющих порядок урегулирования разногласий, возникающих между органами государственной власти и субъектами естественных монополий. Введение процедуры согласования инвестиционных программ, федеральный орган исполнительной власти может с большой вероятностью привести к увеличению срока реализации и, соответственно, снижению эффективности капитальных вложений, уменьшению инвестиционной привлекательности в связи с увеличением сроков окупаемости объектов. Предусмотренные в законопроекте формы аудита с проектным государственным участием представляется не совсем обоснованным. При осуществлении аудита независимым организациям будет трудно обеспечить коммерческую тайну. Инвестиционные программы очень большие, и у нас сейчас нет российских аудитов, которые в состоянии сделать эту работу, а аудиторам с иностранным капиталом такую работу доверять нельзя. В пояснительной записке указано, что принятие законопроекта не требует дополнительных расходов. Фактически вводятся дополнительные полномочия органов и это потребует дополнительных расходов, в том числе федерального бюджета.

Изложив коллегам по палате свои аргументы, Павел Завальный предложил законопроект перенести на осень.

Председательствующий коммунист Иван Мельников против резкого вывода единоросса: этот вопрос надо было на Совете Думы решать. Если мы вынесли на пленарное заседание, мы должны теперь до конца рассмотреть законопроект.

И все же законопроект одобрили голосами ЕР, три фракции забастовали.

Куда уходят деньги монополий, называемых почему-то естественными? Частично приоткрыл тайну зампред правительства Виталий Мутко на правительственном часе, назвав крупнейшие компании и корпорации вместе с суммами вложений в спорт. При этом обещал, что инопланетян, то есть легионеров, больше не будет.

Выгораживая ест. монополии, Мутко попал впросак и под раздражение аудитора Владимира Катренко. Счетная палата не ошибается. Остается непонятно, на что рассчитывает Минэк, засылая в Думу кривые схемы аудита с корнями в тех же офшорах, когда все то же самое может делать Счетная палата и стоило больших усилий вывести из-под ее контроля.

Лев МОСКОВКИН

 

One thought on “С ЗАБОТОЙ О СТРАНЕ

Добавить комментарий

Loading...
Top