Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > НЕНАУЧНАЯ «КАРТИНА МИРА», ИЛИ «ГОРЕ ОТ УМА»

НЕНАУЧНАЯ «КАРТИНА МИРА», ИЛИ «ГОРЕ ОТ УМА»

Неожиданным результатом «Всероссийской лабораторной», прошедшей при поддержке Академии наук РФ в 35 городах, стала констатация серьезных разрушений «естественно-научной картины» мира в головах подавляющего большинства наших соотечественников.

«Детские вопросы», ставящие в тупик

Что может быть быстрее света? Чем живое отличается от неживого? Где центр мира? Как спят микробы? Отчего зимой холодно, море — соленое, а небо — синее? Зачастую именно такие «детские вопросы» ставят даже «остепенённых» взрослых в тупик и заставляют в очередной раз взяться за школьные учебники. Такие «простые» вопросы о сложном мире организаторам акции помогали составить маститые ученые из Академии наук, МГУ, Политехнического музея.
«У нас получился сразу масштабный запуск: 150 площадок в 35 городах и виртуальная «Лаба» на сайте. Мы даже стали чуть-чуть международными: к нам присоединились Китай (г. Джу-хань) и Казахстан (г. Алма-Ата). В лабораторной приняли участие более 15 тысяч человек. Возраст участников: от 7 до 75 лет, хотя изначально акция была рассчитана на взрослых — от 16 лет и старше, – сообщил в ходе итоговой пресс-конференции руководитель проекта Евгений Насыров. – Недостаток базы естественно-научных знаний — проблема большинства родителей, и это стало одной из причин создания «Всероссийской лабораторной». Все естественно-научные предметы проседают, потому что зачастую плохо преподаются. И это объяснимо тем, что предметы, действительно, сложные. Трудно ответить на вопросы об устройстве мира. Ещё труднее объяснить это так, чтобы понял не только ребёнок, а вообще любой человек».
Так, на вопрос, почему гаснет свеча, накрытая стаканом, правильно смогли ответить лишь 8% процентов респондентов; лишь 50% участников знают, что в прошлом на Земле существовали другие виды людей. Причем неправильно на последний вопрос ответили и 30% респондентов с ученой степенью. По словам организаторов проекта, «подсказкой» для них стал интерес в соцсетях к различным тестам, а также недавно проведенный опрос ВЦИОМа, который показал жуткую безграмотность россиян по самым, казалось бы, элементарным научным вопросам. Тогда многие респонденты не смогли ответить на вопросы, есть ли гены в пище без ГМО и вращается ли Солнце вокруг Земли.

В плену мемов и мифов

Парадоксальные результаты, по крайней мере, на первый взгляд, показали жители городов – «научных центров» страны. По самой основной части лабораторной «Рениксе», в рамках которой проверялись знание основополагающих фактов, на которых базируется естественно-научная картина мира, они показали самые худшие результаты: на элементарные вопросы из школьной программы правильно смогли ответить лишь 8,99% москвичей; 9,47% жителей Санкт-Петербурга; 9,5% нижегородцев; 9,66% жителей Новосибирска.
Создается ощущение, что, чем выше уровень образования, тем выше его «замифологизированность», тем фундаментальнее сомнения, тем дальше отступает «здравый смысл».
«Если говорить об области научных фактов, то школьный багаж «скучнее», но надежнее. Те, кто учатся дальше, попадает в агрессивную интеллектуальную среду, которая эту твердую школьную платформу разъедает и заражает псевдонаучными мемами, – делится мыслями о природе этого удивительного феномена научный редактор проекта «Всероссийская лабораторная», член комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме РАН Александр Сергеев. – Средний балл в основной части заданий составил всего 9,7 из 20, что хуже, чем если бы ответы расставлялись наугад — тогда было бы около 10 баллов».

На площадке Высшей школы экономики произошёл и вовсе курьёзный случай: там пятиклассник обошёл в одном вопросе знаменитого академика, космолога Старобинского, который, как и многие другие взрослые, ошибся, отвечая на вопрос, верно ли утверждение, что темная сторона Луны никогда не видна с Земли. Правильный ответ — неверно, так как не видна не темная, а обратная сторона. А темная — это часть видимой стороны Луны, просто на некоторое время закрытая тенью Земли.
«Я написал «лабораторку» хуже всех в семье, включая детей. Например, ошибочно указал, что уровень кислорода в атмосфере поддерживается благодаря жизнедеятельности лесов. На самом деле, они действительно выделяют кислород, но потом при гниении сжигают его. Главный фактор поддержания уровня кислорода в атмосфере — фитопланктон. Именно он вырабатывает кислорода больше, чем тратит на собственные нужды», – рассказал о своем «провале» астрофизик, членкор РАН Юрий Ковалев.
Среди участников, ответивших на 40 и более вопросов из 46, средний балл уверенно растет до 17-летнего возраста, а затем начинает снижаться. Потом подъем примерно до школьного уровня наблюдается в группе за 40 лет.

Ликбез в виде «работы над ошибками»

В отличие от аналогичных проектов, вроде «Тотального диктанта», «Всероссийская лабораторная» решает не только контрольные, но просветительские задачи.
«На всех площадках после ответов на вопросы проводился подробный разбор заданий, давались правильные ответы с их последующим обсуждением, которое порой перерастало в настоящую дискуссию, – рассказывает Евгений Насыров. – В дальнейшем мы хотим, чтобы акция стала семейной и массовой. Сейчас в ней участвовала самая активная часть населения. Те, кто за всё хорошее и против всего плохого. Наша цель выйти на людей, «не окученных» поп-проектами, и проводить «Лабу» в колониях, армии, СИЗО. Ведь большинство научпоп-проектов — проповедь для обращённых. Пора выходить на далёкую от науки аудиторию. Мозг нужно держать в тонусе независимо от того, чем ты занимаешься».
Сергей ИШКОВ

Добавить комментарий

Loading...
Top