Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ДМИТРИЙ МИШЕНИН: «ВЗГЛЯД» СО СТОРОНЫ

ДМИТРИЙ МИШЕНИН: «ВЗГЛЯД» СО СТОРОНЫ

Работая с 2009 года над линейкой книг о «Взгляде», я сделал открытие из разряда «секрет Полишинеля»: никто из опрошенных создателей культового ТВ-проекта не готов быть беспристрастным. И это понятно. Я и сам книгу о самом именитом «взглядовце» Владе Листьеве назвал «Пристрастный реквием».

«Я ведь к «Взгляду» отношения не имел(а)», – часто отвечали мне респонденты. Так ведь это и есть искомое! ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ!!!
В этом номере — разговор с Димой Мишениным, создателем арт-группы «Doping-pong» (dopingpong.com), пионером digital art в России & представителем нового русского романтизма в современном искусстве, который пять лет назад сделал шикарные эскизы для моей первой книги о «Взгляде».

ТО ЖЕ САМОЕ?

— Изменилось ли отношение к «Взгляду» за эти три десятилетия, Дмитрий?
— Да. Его забыли.
— Как этот проект был сделан по мнению профессионального худож­ника?
— «Взгляд» был весьма профессиональным телевизионным продуктом на тот момент времени.
От заставки до ведущих — все было качественно. Но меня никогда не покидало ощущение, что это именно КГБ специально создал передачу для контроля информационного вещания на молодежную аудиторию. У 15-летних, как я, советских школьников, доверия к ТВ уже тогда не осталось. Мы, конечно, смотрели «Взгляд». И читали книги политиздата о массовой культуре, чтобы найти необходимую нам информацию, затерянную между строк, в потоке лжи журналистов-международников. Поэтому изначально было ясно: смотреть — можно, но верить — нельзя. Ведь все ведущие передачи — это московская золотая молодежь. Дети партийных чиновников и лауреатов госпремий. Иначе бы им всем не дали вести передачу на главном канале страны.
Так нам казалось из Ленинграда в конце 80-х годов.

Лидер «Кино» Виктор Цой во «взглядовской» студии

— Что дал этот проект рок-движению страны?
— То же самое, что и Сергей Соловьев, снявший Виктора Цоя в «Ассе», и журнал «Советский экран», опубликовавший на обложке Костю Кинчева из фильма «Взломщик», — массовую аудиторию для питерского андеграунда. Позволил шагнуть рок-музыкантам из клубов на стадионы.

«ПОЛИТОБОГРЕВАТЕЛИ» ЧЕСТНЕЕ

— Кто был любимым ведущим? С кем бы хотелось побеседовать?
— Листьев с задорными порноусами и хитро мерцающими глазками для меня был самым подозрительным. Любимова я сразу счел образцовым выходцем из партийной номенклатуры. Интеллигентный Дмитрий Захаров был сметливее остальных и поэтому вызывал наибольшую симпатию, маскируясь под гика и безобидного ботаника. Ну, и в наиболее народного и доступного играл Политковский, по всему своему виду, кажется, случайно оказавшийся в этой выхолощенной компании.
Но мне казалось, что все эти умники — просто разновидности мидовских работников, получивших партийное задание на перестройку ТВ. И подобраны были диаметрально разные типажи как раз для того, чтобы втереться в доверие к максимально широким массам народа через телеящик. Как солисты бой-бэнда, каждый из которых был вдумчиво отобран хитрым продюсером, чтобы пленить абсолютно все капризные сердца девочек-подростков…
В этом плане Александр Бовин с «Международной панорамой» и Генрих Боровик с «Камера смотрит в мир» были намного честнее. Они открыто работали на идеологическом фронте. А во «Взгляде» сели те же самые журналисты-международники, которые стали изображать «своих в доску» парней. Но они никогда не являлись таковыми для своих телезрителей. Мы были из разных миров, и все это выглядело довольно искусственно.

НЕМНОГО ПИТЕРСКОГО

— Что-нибудь раздражало в этой передаче?
— То, что она московская и столичная, а значит, заведомо фальшивая. Сергей Шолохов, в то же самое время работавший на Ленинградском ТВ, был намного ближе питерской молодежи. Он как будто был одним из нас. Своим. Между нами не было той пропасти, какая была между «взглядовцами» и советскими школьниками. Шолохов на тот момент был практически первым виджеем и показывал в эфире «Триллер» Майкла Джексона и «Аморальные истории» Боровчика, в общем — миксовал классику VHS кассет. А его «Ленин-гриб» стал высшим достижением советского телевидения и бессмертным шедевром.

Евгений Додолев и Сергей Шолохов на «Кинотавре-1996»

Это было наше все, как и «Музыкальный Ринг». Да, «Взгляд» был программой, сделанной на высоком техническом уровне, с отличной студией, компьютерными заставками, оригинальными сюжетами, но 5 канал и «Пятое колесо» тогда были гораздо роднее, интереснее и, что самое главное, — актуальнее. Это как Ленинградский рок-клуб (с музыкой, хоть и сделанной «на коленке», но от этого не менее самобытной, экспериментальной и главное — наполненной смыслом), сравнивать с Московской рок-лабораторией, практически сплошь состоящей из имитаторов модных направлений, пусть и работающих на дорогом оборудовании.

— Помнишь ли какой-нибудь «взглядовский» сюжет?
— Да. Эксклюзивный показ заключительных титров фильма «Асса» в одном из эфиров. Тогда впервые по ТВ прозвучали «Перемены» Цоя. Ведущие были реально вдохновлены происходящим «здесь и сейчас» и поэтому устроили танцы в студии под ленинградский рок. В тот момент я даже подумал, что, может, «взглядовцы» и золотая молодежь, столичные мажоры и бывшие мидовцы, но уже не так сильно желают работать на КГБ, а очень хотят стать нормальными ребятами, такими, как мы.
— Тебе доводилось сравнивать «Взгляд» и «До и после полуночи» Владимира Молчанова?
— Нет. Никогда. Передачу Владимира Молчанова я также уважал и смотрел. Но это был чисто развлекательный продукт. А «Взгляд» претендовал на актуальность и некую серьезность.
— Кого из «взглядовских» режиссеров, кроме Константина Эрнста, знаешь?

В начале 90-х Листьев и Эрнст были друзьями-соратниками

— Никого. Константин Эрнст раскрылся больше в замечательном проекте «Матадор». Который лично на меня произвел гораздо большее впечатление, чем «Взгляд». Его передачи о Копполе и Фассбиндере раскрыли в нем незаурядного артиста.
Я уважаю его за эти смелые вещи, — когда он надел кожаную куртку и заговорил от лица культовых режиссеров, гомосексуалистов и наркоманов, с неподготовленными к таким откровениям зрителями. Мне очень жаль, что эти передачи сейчас не найти на торрентах, и они не выпущены на DVD. Это были весьма достойные авторские работы молодого Константина, пример зарождающегося нового российского телевидения, в корне отличающегося от того, что делал «Взгляд». Там не было фальши, имитации. Сплошное откровение.

Похороны Листьева – траур национального масштаба

— Это был новаторский эксперимент?
— Безусловно, «Взгляд» был инновационной передачей и лидером рейтингов. Мы все его смотрели и любили. Ругали, не доверяли, критиковали, но то, что это была революция на центральном ТВ, — это факт, который и тогда и сейчас не оспорить.

Сравнивать масштаб самого рейтингового (за всю историю ТВ) проекта и какой-либо фильм — по мне, странно. Но Дима, наверное, приведет контраргументы. Ну и питерский комплекс с этой неприязнью к «мАскве» детектед, как говорится (напомню, Эрнст — тоже из Ленинграда, на всякий случай). Не вполне справедливо, местами жестковато, но мне интересно; книгу украсит однозначно.
Евгений Ю. ДОДОЛЕВ.

www.NewLookMedia.r u

Добавить комментарий

Loading...
Top