Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > В МОСКВЕ ПРОШЕЛ ПРАЗДНИК «САБАНТУЙ-2017»

В МОСКВЕ ПРОШЕЛ ПРАЗДНИК «САБАНТУЙ-2017»

На территории Государственного музея-заповедника «Коломенское» прошел знаменитый и любимый горожанами праздник «Сабантуй-2017».

Уже ставший традиционным и ожидаемым, национальный праздник татар неизменно пользуется любовью москвичей, ведь этот веселый праздник имеет популярность не только у татар и башкир, но и у всех представителей  народов России. Московский Сабантуй – место встречи друзей, возможность послушать родную музыку, поговорить на родном языке, отведать родные блюда.  На межнациональном Сабантуе царит атмосфера добрососедства и дружбы, ведь мы – единая страна, и очень важно уважать все народы Российской Федерации и их самобытную культуру. В настоящее время в Татарстане Сабантуй приобрел статус государственного праздника, который также отмечают во многих регионах страны, и в различных уголках мира, где проживают татары. В Москве Сабантуй стали проводить с 30-х годов XX века.  С 2002 года Сабантуй, богатый песнями, плясками, старинными обрядами и обычаями, официально включен в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

 

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй – праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино обычаи народа, его песни и пляски. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи мусульманских, христианских, советских элементов, традиции обрядов, игр и состязаний оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические). Еще в период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.  Переходя из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, он превратился в подлинно интернациональный, творческий, спортивный форум.

Немного истории: название праздника происходит от тюркских слов: «сабан»- плуг и «туй» – праздник. Он вобрал в себя традиции и обычаи татарского и башкирского народов, символизируя окончание весенне-полевых работ, надежды людей на хороший урожай, благополучие и процветание. Раньше Сабантуй устраивали в честь начала весенних полевых работ, теперь же – в честь их окончания. В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины вышивали полотенца и одежду в подарок родным и друзьям, а также для награждения участников различных соревнований.

Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Молодежь, да и люди старшего возраста с удовольствием занимаются перетягивание каната, стрельбой из лука, поднятием тяжестей (в старину силачи поднимали камни, теперь – двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири). Популярны кулачный бой и «кул кэрэштеру» – борьба на руках. Кульминацией праздника был майдан – своеобразный стадион. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях : «сикерэш»- прыжки в высоту и длину, состязания в беге, национальной борьбе «керэш». Важной и традиционной частью мероприятия стали состязания по борьбе на поясах – гвоздь программы Сабантуя. Молодые люди соревновались в силе и ловкости перед зрителями, родственниками и потенциальными невестами! 

Татары издавна славятся мастерством верховой езды. На Сабантуе всегда проводятся соревнования на парных упряжках, езда рысью под седлом, джигитовка и зрелищное «кыз куу» (джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве).

Праздник богат и шуточными соревнованиями, которые тоже требуют определенной ловкости. Самый популярный и смешной – бой мешками с соломой, сидя на бревне. Два участника состязания садятся верхом на круглое скользкое бревно друг против друга, и по сигналу судьи начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна, причем проигравший плюхается в бассейн с водой! Наиболее ловкие могли попробовать залезть на 15-метровый столб, вершине которого героя ждал ценный подарок. Интересны были и другие старинные забавы: ловля рыб голыми руками, бег по колодезному журавлю, бег в мешках, бег с яйцом в ложке и бег с полными ведрами на коромыслах. Кстати,  бег с коромыслом – шуточное соревнование в основном для молодых девушек на выданье и женщин, но в нем имеется некий подтекст: ведра не пустые, а наполнены до краев водой, тут-то и проверяется аккуратность и проворность дамы.  

Гостей мероприятия порадовала насыщенная концертная программа. Символично, что на просторах «Коломенского» прозвучала любимая многими поколениями песня о Москве «Лучший город земли» в исполнении народного артиста РСФСР Рената Ибрагимова. В сопровождении симфонического оркестра Татарской национально-культурной автономии города Москвы она стала одним из самых ярких впечатлений праздника. Также традиционно для Сабантуя прошли соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов, кубызистов.

 Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. На Сабантуе принято устраивать пышные семейные застолья с угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, а угостить татарские хозяйки умеют на славу! Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней. Её своеобразие тесно связано с социально-экономическими, природными условиями жизни народа, особенностями его этнической истории, а также под воздействием на кухонь соседних народов – русских, мари, удмуртов, народов Средней Азии.

Первостепенное значение имеют жидкие горячие блюда – различные супы. В татарской кухне приготовление домашней куриной лапши всегда считалось большим искусством, по вкусу и виду блюда судили о мастерстве хозяйки. Татары любят пельмени, которые являются праздничным и в некоторой степени ритуальным блюдом. В качестве второго блюда в традиционной татарской кухне любят различные мясные, крупяные блюда и картофель. В праздничные дни готовят курицу, фаршированную яйцами с молоком («тутырган тавык») или «казанский» плов из отварного мяса, колбасы из конины («казылык»), вяленых гуся и утку. Наиболее древним мясо-крупяным блюдом является бэлиш, запеченный в горшке. Его готовят из кусочков жирного мяса и крупы (пшено, рис). Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий. Беляш ( не путать с бэлиш)  – распространённое в России название татарского пирожка перемяч – жареного пирожка круглой формы из пресного или дрожжевого теста с мясным фаршем. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, ляваш, и, конечно, знаменитый чак-чак. Чак-чак делается из теста с мёдом, причем сколько хозяек – столько и разновидностей лакомства. Чак-чак является обязательным праздничным и свадебным угощением. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства и самым популярным напитком. Пьют его крепким, горячим, часто разбавляя молоком.

Сабантуй дорог и ценен как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого люди соприкасаются с народными традициями общения и веселья. Есть традиции – есть народ, нет традиций – нет и народа. Сохраняя и оберегая вековечные традиции своего народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, татары укрепляют свои устои как нации и народа. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.  Сабантуй проходит от моря Белого до моря Черного, народы России едины и неделимы. Не случайно все участники праздника, поздравляя друг-друга, отмечали, что пока жив Сабантуй – будет жить и великая многонациональная, многоязычная Россия, жить в мире и согласии.

Елена Минашкина фото автора

Добавить комментарий

Loading...
Top