Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПРОСТРАНСТВО ТАРКОВСКОГО И ПЛАВИНСКОГО

ПРОСТРАНСТВО ТАРКОВСКОГО И ПЛАВИНСКОГО

В Новом пространстве Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2) представлен выставочный проект «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский»

Проект осуществлен усилиями Музея Анатолия Зверева AZ и фонда «Два Андрея» и посвящен стазу нескольким важным датам – 50-летию фильма Тарковского «Андрей Рублев», 85-летию со дня рождения Андрея Тарковского и 80-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского.

Многие уже успели посетить уникальное пространство и познакомиться с экспозицией, которую смело можно назвать культурологическим прорывом. Этот проект, конечно же, рассчитан не на однократное посещение: в рамках выставки все время происходят разнообразные мероприятия. По многочисленным просьбам выставка “Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский” продолжит работу до 31 августа!

Каждый день на выставке проходят экскурсии: по будним дням в 18.30, а в выходные в 16.00. С 22 по 29 августа Музей AZ представит ретроспективу фильмов Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Страсти по Андрею», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение».

Соединение в одном пространстве имен двух талантливейших представителей искусства 1960-х вовсе не случайно, хотя кинорежиссер Андрей Тарковский и художник Дмитрий Плавинский не были не только коллегами, но и даже не были знакомы. Арт-директор Музея AZ, автор и куратор проекта искусствовед Полина Лобачевская дала свои объяснения: «Тарковский и Плавинский никогда не встречались лично, но направления их творческих поисков во многом совпадали. Их обоих привлекала эстетика христианской иконы, как воплощения христианского мировоззрения, как путь к художественному совершенствованию, как путь к пониманию себя. Съемки фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского проходили в Изборске, Суздале и Владимире, примерно в это же время Дмитрий Плавинский путешествовал по русскому Северу и работал в церкви в Изборске…

Результат их прорыва в прошлое – создание многослойных и многозначных произведения искусства, не только продолжающих прерванную культурную традицию, но и стремительно развивающих ее. Их прорыв сквозь столетия был на редкость плодотворен для развития актуального языка живописи и кинематографа. Наш прорыв к ним не столь глобален – всего-то 50 лет. Они мои современники. Я была знакома и с Плавинским, и с Тарковским, и я убеждена, что наш прорыв сквозь десятилетия так же важен для современной культуры, как и их прорыв сквозь века.

Когда я со своими замечательными соратниками – Наталией Опалевой, Геннадием Синевым, Александром Долгиным, Зоей Кошелевой, Натальей Волковой – работали над этим проектом, то шаг за шагом становилось очевидно, что он стоит особняком в моей кураторской практике. Несмотря на огромный документальный материал, предоставленный нам фондом «Два Андрея» и вдовой художника Марией Плавинской, проект получался не исследовательским, не познавательным, не культуртрегерским. Вступая в контакт с такими личностями, попадаешь под влияние их образно-метафоричного мышления. Поэтому наш проект я бы назвала визуальной поэмой, вдохновленной и посвященной крупнейшим фигурам 20 века».

Чудо, что проект обрел это удивительное пространство, открытое благодаря инициативе художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова. Здание обладает особой магией, недаром он был потрясен, когда ночью пришел в подвальный этаж, где развернута экспозиция, посвященная «Андрею Рублеву», повторяя «Это – фантастика». Действительно, это пространство из кирпича со старинными свободами – единственное место, в котором можно было бы рассказать о шедевре Тарковского…

В рамках мультимедийного проекта «Прорыв в прошлое» представлены: 15 живописных полотен и офортов Дмитрия Плавинского из коллекции Музея AZ и частных собраний; уникальные документы, фото- и видео-материалы из архивов Ирмы Рауш-Тарковской, Павла Сафонова и Михаила Ромма, предоставленные фондом «Два Андрея»; архивов Вадима Юсова, Саввы Ямщикова и Александра Мстиславского.

Ирина ШВЕДОВА.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Loading...
Top