Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ТИЦИАН: СТРАННАЯ ИСТОРИЯ

ТИЦИАН: СТРАННАЯ ИСТОРИЯ

Возвращаясь к напечатанному

В «МП» 11 августа под рубрикой «Эксклюзив. Точка зрения» опубликован приглашающий к дискуссии комментарий, озаглавленный «Почем Тициан для народа?». Речь в нем идет о намерении директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марины Лошак собрать средства, чтобы купить для музея картину «Венера и Адонис», атрибутированную экспертом Викторией Марковой как картину кисти Тициана.
Не стану рассматривать все позиции, отраженные в комментарии. С одними из них я готова безоговорочно согласиться, с другими… Я, как говорится, «не копенгаген» в ценах на живописные шедевры. Не будучи искусствоведом, не могу оспаривать мнение эксперта, главного италиста ГМИИ им. Пушкина Виктории Марковой.
Однако задаюсь вопросом, почему более четырех с половиной веков (картина «Венера и Адонис» написана в 1554 году) тициановским шедевром считается именно полотно, хранящееся в мадридском музее «Прадо», а не недавно атрибутированное? Выяснила: потому, что испанский король – скорее всего это был Филипп II (1527 – 1598) – купил его у самого художника. И хотя известно, что Тициан порой повторял свои работы, весьма сомнительно, чтобы он решился дублировать королевскую собственность! Значит, копировать могли только ученики школы Тициана, как это и считалось веками?
Кроме того, существуют весьма жесткие правила, скорее даже непреложный закон атрибутации, по которому требуется широкая международная экспертиза.
В серьезных мировых искусствоведческих исследованиях приводятся специальные таблицы, в которых указываются результаты атрибутаций. К примеру, два эксперта подтвердили подлинность работы Джорджоне (Рембрандта или кого-то еще, фамилия может быть любой, перед законом все равны), а восемь сказали «нет», или наоборот – восемь «за», двое «против» – авторство не считается установленным. Атрибутация – не партсобрание, большинство голосов тут роли не играет. И если находится лишь один эксперт, еле слышным голосом исполняющий романс «Сомнение», на выставке после фамилии предполагаемого автора неизбежно будет поставлен знак вопроса.
Марина Лошак, Виктория Маркова, оставшийся нам неизвестным коллекционер, владеющий якобы шедевром Тициана и поспешающий его сбыть с рук, коллективно пренебрегли законом, которым руководствуется мировое искусствоведческое сообщество?
Странная, согласитесь, история.
Ирина КУТИНА.

Добавить комментарий

Loading...
Top