Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ У ЦЕРКВЕЙ

КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ У ЦЕРКВЕЙ

В Москве есть несколько лошадок, которые выполняют незначительную для них работу: катают в парках ребятишек. Это – сейчас. А что было столетием ранее?

В шляпке и в галошах

В передвижениях москвичей по городу на транспорте в дореволюционное время основной тягловой силой являлись лошади. Для прокорма животных на просторных площадях продавалось сено, потому и многие топонимы носили приставку «Сенная»: Смоленская-Сенная, Каланчёвская-Сенная и проч.

Без лошадей не обходилась ни одна пожарная или полицейская часть. Также лошади участвовали в церковных ритуальных шествиях, во время триумфальных праздников. Велика была их роль в защите населения от посягательств врагов. Ко всему прочему, рысистые и скаковые лошади развлекали азартных игроков на ипподромах, или, как прежде говорили, «гипподромах» («hippos», по-гречески, значит «лошадь», а «dromos» – «бег, место для бега»).

Чтобы зимой кусочки льда не попадали между подковами и копытами четвероногих друзей, причиняя им боль, дворники не собирали обыкновенный мягкий снег в кучи у обочин, а подбрасывали его на проезжую часть.

В 1910 году московский обер-полицеймейстер издал общий приказ о защите в городе лошадей.

Такие меры оказались необходимыми, поскольку некоторые жестокие извозчики для беспрекословного повиновения лошадей, для удобства в управлении били животных кнутами, надевали им специальные нахвостники или вплетали в хвосты свинцовые подвески и проволоку.

Градоначальник, проверив жалобы сердобольных москвичей, запретил возницам применение кнутов и разных приспособлений для издевательства над лошадьми. Помощь в борьбе оказывало и Общество покровительства животным.

Но, в целом, лошадей в Москве любили. К примеру, в жару на их головы заботливые извозчики надевали специальные шляпы от палившего солнца. Модели того французского изобретения стоили очень дорого, и добрые возницы либо их покупали, в чем-то себе отказывая, либо спасали животных от лучей и теплового удара предметами собственного рукоделия. А были и такие коневладельцы, которые заказывали особые калоши, изобретённые неким жителем Варшавы (тогда российского города). Калоши заменяли лошадям подковы и не портили гвоздями их копыт. Однако широкого распространения лошадиные калоши не получили, так как цена на них была очень высокой – 20 рублей за две пары (цены были иными, и на 6-8 копеек можно было неплохо пообедать). К тому же за три месяца лошадкины галоши снашивались, и им требовалась замена.

Три Фроловские арки и праздник

Со времён глубокой старины в местности открытого в 1912 году московского Почтамта стояла церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Понятно, что культовые сооружения в честь каких-либо животных нигде на Руси не возводились. Ведь церкви несут либо память о святых и людях, к ним причисленных во имя земного подвига, либо посвящены святому христианскому событию. В очень отдалённые от нас годы из-за особого почтения к лошадям был найден некий компромисс.

На иконах Флора и Лавра обыкновенно изображали этих святых среди конского стада, поскольку они считались покровителями скота. Через человеческие образы заступников можно было просить Всевышнего о благополучии своих подопечных, полезных людям представителей зоологического мира. В этом разнообразии первое место занимали лошади.

Отмечу, что упомянутая заметная московская церковь Флора и Лавра имела соседство с Мясницкими воротами Белого города. В 1658 году эти ворота царь Алексей Михайлович велел называть Фроловскими (в русском наречии имя Флор было видоизменено на простонародное «Фрол»).

Флоровскими именовались и главные проездные кремлевские ворота (ныне – Спасские). Точно такое же название было у проездной башни Земляного города, что находилась на месте современной площади Красные ворота еще до упразднения Земляного вала и постройки здесь триумфальных Красных ворот. Выходит, что по дороге к Каланчёвскому полю из Кремля надо было проехать в арки трёх Флоровских (Фроловских) ворот…

По всей Руси всегда радостно отмечали день святых Флора и Лавра – 18 августа (по православному юлианскому календарю, в нынешнем – 31 августа). В этот праздник к храмам, после литургии, подводили лошадей с вплетёнными в гривы и холки цветами и пёстрыми лентами. Особенно много лошадей собиралось у храмов, имевших приделы Флора и Лавра. В Москве такими были ещё большие церкви на Зацепе и на Кулишках (Трёхсвятительская).

Не стоит забывать, что заводить любое животное в храм считается святотатством. Но через человеческие образы их заступников можно было просить Всевышнего о благополучии своих подопечных.

К пришедшим с лошадями к московским церквам извозчикам и «ванькам» (работавших в грузопередвижениях) торжественным порядком выходило духовенство. Оно читало положенную молитву о сохранении здоровья животных и окропляло людей и лошадей святою водой.

В этот день по Москве и по разным другим городам страны разъезжали украшенные четвероногие красавцы-именинники с принаряженными и опрятными возницами на козлах.

Татьяна Бирюкова, москвовед

Добавить комментарий

Loading...
Top