Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ – ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ – ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

Алексей Учитель:  «Пока люди так реагируют на классическое кино, в этой стране не все потеряно». 

Открылся 27-й кинофестиваль «Послание к человеку».  Впервые в этом году часть программы покажут  и в Москве. 

Один из лучших и старейших российских фестивалей документального и экспериментального кино проходит с 15 по 22 сентября в Санкт-Петербурге. Несмотря на скандалы, связанные с фильмом «Матильда», открытие фестиваля и пресс-конференция, на которых присутствовал его президент Алексей Учитель, обошлись без эксцессов. Уже третий год подряд открытие фестиваля проходит на Дворцовой площади, два из них шли дожди, но стойкую питерскую публику это ничуть не смущает. Как всегда, было много молодежи, семей с детьми и всех тех, кто не равнодушен к кинематографу. 

Ведущими церемонии в этом году была молодая актерская пара Павел Прилучный и Агния Муцениеце. Почетным гостем церемонии стал французский документалист, член французского Сопротивления, Клод Ланцман, который, несмотря на свой почтенный возраст, 92 года, полон любопытства к жизни и горячо интересовался историей Ленинграда, в частности блокадой. Он также привез на фестиваль свой недавний фильм «Напалм» о Северной Корее. 

Клод Ланцман получил специальный приз, произнес на открытии речь, а также по традиции фестиваля произвел залп из пушки в Петропавловской крепости. 

Главным событием открытия фестиваля стал первый показ  в России отреставрированной копии киношедевра 1929 года Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Специально для фестиваля молодой, но уже написавший музыку для фильма «Франкофония» Александра Сокурова композитор из Кабардино-Балкарии Мурат Кабардоков, написал оригинальный саундтрек в стиле классический авангард, джаз и минимализм. Несмотря на то, что он сочинил новую музыку для фильма всего за месяц, звучало это впечатляюще. 

Помимо праздничной церемонии открытия и специальных событий: велопробега, приезда актера Эрика Робертса, премьеры документального фильма «В Питере петь» о Сергее Шнурове, снятого культурологом и философом Драганом Куюнджичем, в обширной программе фестиваля неизменно присутствует множество прекрасных и редких фильмов. За программу отвечают сразу два куратора с безупречным вкусом – это Алексей Медведев, который занимается развитием кино и в регионах, на его счету организация программы фестивалей в Якутии и на Сахалине, и Андрей Плахов, президент международной организации критиков ФИПРЕССИ и кинообозреватель газеты «Коммерсант». 

Как сказал сам Андрей Плахов: «Фестиваль уже вырос в такой большой организм и территорию, что посмотреть все физически невозможно. Нас иногда даже ругают, зачем вы показываете одновременно столько хороших фильмов? Но лучше пусть ругают за это, чем за то, когда их не хватает».

В этом году он рекомендовал особое внимание уделить нескольким программам. 

Во-первых, это ретроспектива  фильмов, посвященная феномену революции в год ее столетия, «Революция. Призрак бродит по экрану». В частности, был показан фильм 1927 года «Падение династии Романовых» режиссер Эсфирь Шуб). На самом деле Эсфирь была монтажером, работала с Эйзенштейном и этот фильм смонтировала из дореволюционных архивов, воспевающих царскую Россию, смонтировала так, чтобы было понятно к чему все привело. Отсюда можно сделать вывод – ничто не является пропагандой или порицанием, все зависит от монтажа и титров. Ей даже не хотели платить гонорар как режиссеру, пришлось в то время хлопотать Маяковскому.  

Другая интересная программа – китайское документальное независимое кино. Китай,  – это страна, в которой не так-то просто снимать независимое кино. Режиссеры не получают никаких денег от государства, но при этом умудряются снимать фильмы серьезно и правдиво. Как это происходит и как они прокатывают  свои картины в Китае неизвестно, но то, что они попадают на международные фестивали и то, что это безусловно интересно смотреть, – факт. 

Кино сверхреальности – другая важная программа в контексте фестиваля. Сегодня уже не существует четких границ между документальным, игровым и даже анимационным кино, они условны, все больше появляется элементов игрового кино в документальном и наоборот. Сейчас практически каждый второй фестивальный фильм построен на какой-то реальной истории, это нон-фикшн, сделанный в форме фикшн. Очень много чисто художественных приемов и в документалистике. За взаимопроникновением этих процессов очень интересно наблюдать. На фестивале покажут  «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки, фильм о беженцах премированный на Берлинском фестивале, «Вестерн» Валески Гризебах о современной Восточной Европе, «120 ударов в минуту», фильм, получивший большой приз Каннского фестиваля, про активистов борющихся со СПИДом в 90-е годы. 

Помимо основной программы множество экспериментальных, анимационных и документальных фильмов которые нельзя увидеть больше нигде. Это настоящее документальное кино, не теледокументалистика которая всегда делается в чьих-то интересах, а кинодокументалистка которая исследует само кино. И такое можно увидеть пока только в Петербурге. Президент фестиваля Алексей Учитель признался, что ему предлагали перенести фестиваль в Москву, но он не согласился пока на это.  

Учитель также высоко оценил новое музыкальное сопровождение к легендарному фильму Дзиги Вертова. «Я не мог оторваться от этой музыки, это удивительным образом действовало и меня очень порадовало как реагировали люди, аплодировали не в начале или конце, а по ходу, пока они так реагируют, можно полагать не все в этой стране потеряно. Дух настоящего, истинного там присутствовал».

  

То же можно сказать и о фестивале, в котором послание к человеку, именно так в единственном числе, призывает его к тому, чтобы разобраться в главных для себя вещах несмотря ни на какие внешние скандалы и сложившиеся обстоятельства. 

Фильмы фестиваля «Послание к человеку»  можно посмотреть 23 и 24 сентября в Москве в рамках Каро Арт  в кинотеатре “Октябрь”.  

https://karofilm.ru/art 

Добавить комментарий

Loading...
Top