Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВЛАДИМИР ДЕВЯТОВ: «А КТО, ЕСЛИ НЕ Я?»

ВЛАДИМИР ДЕВЯТОВ: «А КТО, ЕСЛИ НЕ Я?»

Владимир Девятов вряд ли нуждается в представлении. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, лауреат Государственных премий, народный артист России сегодня полон сил. Этот год для него юбилейный: певец отмечает 35-летие творческой деятельности. «Маэстро голос» подвластны практически все спектры вокального жанра: популярная музыка, русские народные песни и романсы, оперная классика, камерная вокальная музыка. Успешная концертная деятельность, российские и зарубежные туры, альбомы с записями избранных песен. Казалось бы, что еще? А впереди – новые планы и проекты.

Маэстро голос

Помню, где-то еще в далеких семидесятых прошлого века первое появление Владимира Девятова на телевизионных экранах. «Настоящий русский человек, талантище», – подумалось тогда. И еще почему-то решила, что такой сильный и богатый по диапазону голос может родиться только где-то в глубинке. Но ошиблась.
«Да нет, я москвич», – отвечает на этот вопрос Владимир Сергеевич. Наше знакомство произошло в его Центре русской культуры и искусства.
Известно, что слава не приходит сама по себе. За ней всегда стоит титанический труд, стремление идти во что бы то ни стало к поставленной цели. Но иногда фортуна ждет где-то за поворотом. Так случилось и в судьбе артиста.
Закончив Военную академию химической защиты им. Маршала СССР С. К. Тимошенко, Владимир стал кадровым военным, служил по специальности в оборонном НИИ Москвы. Но музыку не бросал. Как и вся молодежь того поколения, вырос на вечных мелодиях Beatles, Grand Funk, Deep Purple, Uriah Heep, Jethro Tull, Chicago и т. д. В составе московской группы «Старый арсенал» в 70-е — 80-е годы сделал первые шаги в качестве певца и музыканта.
По словам Девятова, поворотом в судьбе стал совет Владимира Винокура, который, прослушав своего друга, рекомендовал продолжить музыкальное образование. В 1987 году молодой исполнитель окончил факультет сольного народного пения по классу профессора, заслуженного деятеля искусств России Людмилы Васильевны Шаминой в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки). Однако первые творческие успехи и признание пришли к Владимиру Девятову еще в Гнесинке, во время учебы. В 1985 году он создает ансамбль народных инструментов «Русские напевы».

Где ж русский дух?

Помните, как у А. С. Пушкина: «Там русский дух… там Русью пахнет…». А жив ли в нас сегодня этот русский дух?
«Задуматься над этим мне довелось лет 28 назад, рассказывает В. Девятов, – в далекой от нас Австралии, где я был на гастролях. Там познакомился с русской диаспорой и с удивлением понял, как бережно они сохраняют народные традиции, как воспитывают детей на народной музыке, пении – это же огромный пласт культуры! В гостях у вдовы певца Лаптева обнаружил ценнейшую нотную библиотеку. Вдова разрешила мне взять все, что мне интересно. И когда дома в Москве я открыл этот ящик с книгами, увидел, каким богатством владею! Это были книги российского издателя Юргенсона, и я понял, сколько же сил и стараний отдавалось для музыкального воспитания подрастающего поколения в XIX веке у нас в России! И этот пласт культуры нужно возрождать. «А кто, если не я, должен этим заниматься?» Эта мысль жила со мной многие годы». Так, при поддержке Правительства Москвы появился Центр русской культуры и искусства. Сегодня на счету Центра благотворительные концерты, художественные выставки, поддержка молодых музыкантов, просветительская работа с подрастающим поколением. При Центре была учреждена Высшая школа искусств, культуры и шоу-бизнеса (институт). И только относительно недавно удалось реализовать проект: в Москве по решению Департамента культуры города открыта государственная Детская народно–певческая школа под руководством Владимира Девятова.
По мнению певца, российские дети должны иметь возможность познавать основы народно-певческой культуры своей страны, в том числе и в школе. Тогда из них вырастут патриоты, уважающие традиции, историю и культуру Родины, а не «клонированные» западной системой ценностей люди.
Сегодня Детская народно–певческая школа – живой организм, к которой тянется молодое талантливое поколение. Ведь народные мелодии заложены в нашей генетической памяти. В школе происходит много интересных событий, но вот само здание Центра русской культуры и искусства, в котором расположена школа, давно нуждается в капитальном ремонте. Пока достучаться до властей не удается. А жаль, ведь идея национального единства как нельзя лучше ложится на русскую фольклористику.
«Почему правительство Ирландии вложило колоссальные средства, чтобы сделать традиционные ирландские танцевальные мелодии: рилы, джиги и хорнпайпы мировым брендом. Ирландский степ известен во всем мире», – задается вопросом певец. Ответа на этот вопрос нет.

Фолк-сфера без границ

Но опускать руки Владимир не собирается. Он меньше всего похож на рыцаря, способного сражаться с ветряными мельницами. Его идеи и проекты из сферы нематериального, как и само искусство, своевременны и актуальны. Если молодежь будет гордиться страной, понимать и изучать свои корни, истоки (а где, как не в песенном, народном творчестве они хранятся?), то и стране нашей светит благополучное будущее. Так, несколько лет назад состоялась презентация нового полифункционального проекта Владимира Девятова «Фолк-сфера», направленного на увеличение объемов освещения национальной песенной культуры параллельно в различных видах российских СМИ. Этот проект осуществляется совместно с Московским международным домом музыки, телеканалом «Россия К» (Культура), газетами «Московский Комсомолец», «Московская правда», «Российской газетой», «Народным радио». Фолк-сфера не имеет границ, она постоянно расширяется, ведутся переговоры с другими СМИ. Певец пропагандирует фолк, фольклористику, рассказывает о музыкальных пластах нашей русской культуры в программах на радио, телевидении, выступлениях в прессе. «Ведь деревня в традиционном понимании умирает, – говорит певец, – а именно она рождала народные хиты, которые передавались из поколения в поколение, сохраняя традиции».
Увеличить объемы информации в СМИ именно в направлении фолк – задачка не из легких. Объемы вещания фолка у нас в стране 0,8% и ниже. На некоторых каналах его вообще нет. Как правило, в таких случаях владельцы отписываются дежурной фразой: «Не наш формат». Среди радиостанций только 0,3% вещает фольклор. Будем объективны: существует огромная система образования в этом направлении, которая была сформирована еще в 60–70-е годы прошлого столетия. На это тратятся огромные деньги. В каждом ДК, клубе, в каждом сельском заведении культуры есть фольклорный коллектив, который содержится на зарплату, и это большие средства, которые государство вкладывает. Это хорошо. С другой стороны, объемы вещания в размере 0,8% по телевидению и 0,3 % по радио – это ничтожно мало, потому как на сегодняшний день мы живем в техногенный период развития общества, а это приоритет информации: владеешь информацией – владеешь миром.

Музыкальное образование в России, начиная с древних времен, отличалось самобытным характером, и к нему всегда был интерес. Его история ведет свое начало с XI века, с богослужебного пения. Вопросы музыкального образования сразу стали актуальны в то время; особое внимание обращалось на детей. В 1551 году Стоглавый собор предписал духовенству Московского государства организовывать у себя в домах школы, куда «православные христиане передавали своих детей на учение грамоте и церковному пению».

 

От автора: Вот, решила написать о творчестве известного артиста, а написала о человеке, патриоте, которому небезразлична судьба его страны. Но, может, потому и верим мы разудалым, звенящим по всей округе песням Маэстро, что идут они от души, от самого сердца, которое радеет за страну.
Редакция газеты поздравляет Владимира Сергеевича с творческим юбилеем. Мы верим, Маэстро, что у Вас все получится!

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Loading...
Top