Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ОЧЕРЕДНАЯ АТАКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧЕРЕДНАЯ АТАКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образование дорогое, но без финансирования. Куда деваются деньги, не могут понять даже высокообразованные экономисты – так их учили на то, что на них осталось.
Первое в осеннюю сессию заседание комитета Госдумы по образованию и науке прошло печально: вузы вопиюще недофинансируются. Председатель комитета Вячеслав Никонов предупредил, что если финансирование вызов не восстановят, грядет сокращение профессорско-преподавательского состава и увеличение учебной нагрузки у тех, кто сохранит работу.
Финансирование вузов значительно сокращено по сравнению с прошлым годом. Дифференциация в затратах на обучение одного студента увеличилась до четырех крат. В некоторых вузах все деньги уходят на зарплату, учебно-производственная база вообще не финансируется. Особенно страдают отраслевые вузы в дотационных регионах. Не выделяются деньги на ремонт и разрушаются здания. Выписано предписаний на 51 млрд руб. в отношении руководства вузов. Они не виноваты, попадая под уголовное преследование. Из чего платить, непонятно. Вопиюща ситуация.
Никонов подчеркнул, что ситуация в вузах разная, она отличается даже по факультетам одного вуза. В некоторых, как например в ГУУ, увеличение учебной нагрузки преподавателей уже произошло.
Буквально каждый день приносит новую информацию. Накануне стало известно, что попытки лишить ТСХА учебно-производственной базы не прекращаются, идет передача опытных полей. Это уже внутренний процесс ТСХА, запущенный ликвидированным ФРЖС.
В вузах не снижается объем отчетности, при этом формы постоянно меняются. Значительный объем организационной работы не входит в учет рабочего времени, соответственно не оплачивается и производится за счет нерабочего времени в том числе в выходные дни.
Продолжаются изменения учебных планов, те же дисциплины повторяются на следующем курсе.
О чем в Думе предпочитают вообще не говорить, касается странностей контроля работы профессорско-преподавательского состава (ППС). В некоторых вузах преподаватели замучены контролем, в других его вообще нет и некоторые преподаватели вообще не заглядывают в аудиторию. Результат одинаковый, преподаватели деморализованы и отвлечены от учебного процесса.
В других имитация образования выстраивается не столь откровенно, зато хорошо организован сбор средств на зачеты и экзамены через посредника-старосту. Деньги идут параллельно официальной оплате обучения через кассу, которая неуклонно повышается. Ректоры лишены возможностей влиять на разрыв студенческой платы и выплат преподавателям.
По разному выполняется требования к числу и качеству научных публикаций. Пробиться в индексацию стало несуразно дорого относительно преподавательской зарплаты. Это, как говорится, вести с мест.
Думским источником выверенной информации о состоянии вузов стали парламентские слушания «Совершенствование механизмов финансирования отраслевых вузов» 20 июля. Сегодня комитет утвердил рекомендации с аналитикой.
В документе указано, что на 2014/2015 учебный год в России действовало 950 высших учебных заведений, в том числе 402 негосударственных. Образовательные программы высшего образования также реализуются еще в 1243 филиалах вузов, в том числе в 445 филиалах негосударственных вузов. В последние годы прошло сокращение числа вузов.
Около половины государственных вузов принято относить к отраслевым, хотя особенности их ведомственной принадлежности в соответствии с современными нормативными реалиями являются достаточно условными. Все государственные вузы финансируются через Министерство образования и науки РФ. Возможность влиять на них министерствам-учредителям ограничена участием в формировании контрольных цифр приема, целевым приемом и традициями.
Отраслевая специфика не финансируется. Недофинансирование по министерствам достигло в млн руб.: Минсельхоз 3762, Минкульт 2095, Минздрав 5227, Минспорта 974, Минтранс 864 и т.д.
Объем дополнительных бюджетных средств, необходимых в 2017 году для выполнения государственного задания образовательными организациями Минобра, составляет 26,8 млрд рублей.
В 2015 году среднемесячная зарплата ППС в целом по России составила 46,4 тыс. рублей, что на 40% выше среднемесячной зарплаты в стране. По сравнению с 2014 годом отношение выросло на 8%. Вместе с этим, возникают серьезные риски, что к 2020 году показатель 200% достигнут не будет. Решая вопросы повышения зарплаты, вузы прибегают к сокращению ППС, что ведет к повышению аудиторной нагрузки на преподавателей. Новые стандарты образования не решили в должной мере проблему снижения аудиторной нагрузки на студентов. Слишком большая аудиторная нагрузка не дает возможности преподавателям заниматься научной работой, участвовать в российских и международных мероприятия и в полной мере вовлекаться в учебный процесс. Студенты не имеют возможности полноценно выполнять учебные и исследовательские проекты.
Авторы рекомендаций предложили при формировании федерального бюджета на последующие годы предусмотреть необходимые объемы финансового обеспечения выполнения государственного задания вузов, учитывающие средства на повышение зарплаты ППС, и не допускать снижения бюджетных ассигнований меньше рассчитанные по нормативам;
С целью создания механизмов стимулирования научной продуктивности разработать программу финансирования вузов для обеспечения доступа на размещение научных работ на электронных информационных платформах Scopus и Web of Science.
Заведомо понимая, что исполнения не будет, Минфину рекомендовали финансировать отраслевые вузы равномерно с начала календарного года. Также предусмотреть выделение бюджетных средств на содержание и капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий, приобретение учебно-лабораторного оборудования и специализированных тренажеров.
Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top