Вы здесь
Главная > #МОСКВА > МОСКОВСКИЙ ДОМ ПУШКИНА

МОСКОВСКИЙ ДОМ ПУШКИНА

Государственный музей А.С. Пушкина (ГМП) отмечает в октябре этого года свое 60-летие.
У этого музея редкостная судьба. В свои 60 лет он – мальчишка рядом с такими убеленными сединами титанами – Музеями Московского Кремля, Третьяковской галереей, Историческим музеем, ГМИИ им. А.С. Пушкина, со своим старшим братом Всероссийским Музеем Пушкина и Государственным Эрмитажем в Петербурге. Но в свой исторически краткий срок он смог стать с ними наравне и сделаться важнейшим историческим и культурным центром не только столицы, но и всей страны, ежегодно принимающим более 350 тысяч посетителей.

 


А.С. Пушкин был коренным москвичом. В Москве он родился, здесь прошло его детство. В московском журнале «Вестник Европы» появилась первая его публикация – стихотворение «К другу-стихотворцу». Здесь поэт встретил будущую жену –Н.Н. Гончарову и обвенчался с ней. Первый в России памятник Пушкину работы А.М. Опекушина был поставлен в 1880 году тоже в Москве. Но почему-то почти полтора века, как при царской, так и при советской властях в Москве не было пушкинского музея. Только в 1957 году Постановлением Правительства РФ для было выделено строение 12/2 на улице Кропоткина (ныне Пречистенка) – ампирный особняк, построенный в 1814-1817 годах архитектором А.Г. Григорьевым, возможно, при участии Доменико Жилярди.
Начав практически с нуля, музей всего за три с половиной года сумел подготовить к дате официального открытия – 6 июня 1961 года – вполне достойную экспозицию. Основателем и первым легендарным директором музея был А.З. Крейн (1920—2000). Его мемориальный кабинет бережно сохранен и является частью экспозиции музея.
С первых же дней сюда стали поступать многочисленные дары: книги, портреты, гравюры, рукописи, предметы эпохи –бронза, фарфор, антикварная мебель, позже –целые коллекции: библиотека русской поэзии И.Н. Розанова, коллекция книг и прикладного искусства П.В. Губара, коллекция гравюр Я.К. Зака, собрание работ юной художницы Нади Рушевой и т.д.


Коллеги из Австрии и Англии, Франции и Италии, Китая и Японии, Польши и Болгарии, США и Австралии и многих других стран присылали и продолжают слать исследования о жизни и творчестве Пушкина, издания его произведений, материалы театральных постановок, афиши, фото памятников поэту. Фонды музея насчитывают более 200 тысяч единиц хранения, треть из них—дары. Благодаря друзьям. Музей приобрел «лица необщее выражение» (Пушкин). Сегодня это современный многофункциональный музейный центр, крупнейшее хранилище материалов о жизни и творчестве поэтического гения России, его эпохе и вечной славе.
С первых же шагов посетитель попадает в атмосферу пушкинской эпохи, куда его переносят тщательно воссозданные интерьеры старинного особняка – фресковые росписи, бронза, фарфор, мрамор, мебель. Прямых сведений, что Пушкин бывал здесь, не сохранилось, но там постоянно гостили его друзья и родственники, так что легко предположить, что поэта не раз приглашали на званые вечера и блестящие балы, которые давал гостеприимный и щедрый хозяин –А.П. Хрущев, участник войны 1812 года, ветеран лейб-гвардии Преображенского полка. И уж точно, проходя по Пречистенке, Пушкин не раз любовался шестью колоннами на ризолите, мезонином, гербом на фронтоне, лепными фризами.
В интерьеры особняка естественно вписаны стенды с изобразительными, книжными, документальными материалами. Одни залы посвящены различным периодам жизни поэта: «Детство в Москве», «Лицей», «Петербург», «Южная ссылка» , «Михайловское»…Другие –отдельным произведениям: роману в стихах «Евгений Онегин», повестям «Капитанская дочка» и «Пиковая дама», поэме «Медный всадник». Бывший парадный зал, украшенный «помпейскими» росписями, посвящен последним годам жизни Пушкина: фрагменты библиотеки поэта, посмертная маска и прядь волос, гусиное перо, шкатулка для лекарств и инструментов, принадлежавшая доктору Н.Ф. Арендту, лечившему смертельно раненного поэта. Остальные залы посвящены немеркнущей в веках славе Пушкина.

С годами «география» музея вышла за рамки особняка. Получивший стеклянное перекрытие усадебный двор стал прекрасным концертным залом и местом многочисленных мероприятий. Музей «прирос» филиалами: Мемориальной квартирой-музеем на Арбате, куда 18 февраля 1831 года поэт привез молодую жену, Мемориальной квартирой в соседнем доме №55 поэта-символиста и теоретика литературы Андрея Белого, музеем И.С. Тургенева, ставшим музеем домом на Старой Басманной. 36, принадлежавшем дяде Пушкина. поэтическому крестному племянника, знаменитому стихотворцу допушкинской поры Василию Львовичу Пушкину.

На юбилейном вечере Чрезвычайный и Полномочный представитель Пушкина – директор музея Евгений Анатольевич Богатырев принимал поздравления и подарки многочисленных гостей из музеев не только Москвы и Петербурга, но и некрасовской Карабихи, тургеневского Спасского-Лутовинова, Муранова Баратынского и Тютчева… . Была зачитана поздравительная телеграмма коллективу музея мэра Москвы Сергея Собянина, где говорилось:
«За годы своего развития Музей Пушкина на улице Пречистенка прошел большой путь – от первых скромных экспозиций до культурного центра общенациональных масштабов. Сегодня это родной дом для всех пушкинистов и всех поклонников творчества великого русского поэта… Спасибо сотрудникам и ветеранам музея за талант, энтузиазм и большой вклад в сохранение и популяризацию пушкинской Москвы – бесценного культурного наследия нашей страны».

В тот же вечер состоялось открытие выставки «Домик Нащокина. Путешествие в Москву». Его привез в подарок юбиляру С.М. Некрасов, директор Всероссийского музея Пушкина в Петербурге.

Олег Торчинский.

Добавить комментарий

Loading...
Top