Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > МАТИЛЬДА – СИМВОЛ ПОРОЧНОЙ СТРАСТИ

МАТИЛЬДА – СИМВОЛ ПОРОЧНОЙ СТРАСТИ

Что ни говори, жениться по любви не может ни один король
Автор книги о любви цесаревича Николая и балерины Матильды Наталья Павлищева не думала, что доживет до «Не читал, но осуждаю; не смотрел, но запрещаю». Об этом она сказала во вторник на пресс-конференции в ТАСС, посвященной презентации книги «Матильда. Тайна дома Романовых», созданной по оригинальному сценарию фильма Алексея Учителя. Фильм посвящен судьбе балерины императорских театров Матильды Кшесинской и вызвал широкий общественный резонанс.
Автор не смотрела фильм и намерена это сделать, чтобы увидеть, как раскрыл те же сцены режиссер. На пресс-конференции она рассказала, что роман цесаревича и балерины многократно подтвержден в воспоминаниях и дневниках. Об этом писал сам Николай, причем дневники его скучны и точны. О романе наследника с Кшесинской писал даже Витте – чиновник, меньше всего заинтересованный в сплетнях и склоках.
Павлищева подчеркнула, что все факты, вошедшие в книгу, перепроверены с помощью нескольких и порой многих дневниковых записей, опубликованных и никем не отрицаемых. Пользовалась воспоминаниями Кшесинской. Разумеется, они прилизаны, но кто бы из нас этого не сделал, когда пишет о себе любимом?
Писатель не боялась браться за проект, несмотря на поднятую вокруг фильма негативную шумиху, потому что в нем нет ничего порочащего страстотерпца Николая II.
Это был роман между двумя красивыми молодыми людьми, не связанными другими обязательствами. Оба были свободны, и до Александры Федоровны было далеко. Любовь оскорбить не может. Кшесинская прожила долгую жизнь, почти сто лет, из них всего два года было связано с будущим царем. К моменту свадьбы ее уже не было в России. Матильда Кшесинская и Александра Федоровна совершенно разные, как лед и пламень. Одна жила каждый день как последний, другая была рассудительна и строга, что, впрочем, не удержало от роковых ошибок. Что же касается наследственности, то мутация гемофилии от бабушки русской принцессы Виктории Гессен-Дармштадтской, английской королевы Виктории, попав в X-хромосому единственного наследника мужского пола, была воспринята как свидетельство злого рока для последнего русского царя.
Наталья Павлищева – автор более полусотни художественно-исторических романов, среди которых «10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси». Член Российского союза писателей и Академии русской словесности и изящных искусств им. Державина.
Начальник отдела остросюжетной прозы издательства «Эксмо» Евгений Соловьев и директор по маркетингу редакции Евгения Рыкалова подтвердили, что решение об издании книги пришло на волне, как теперь говорят, хайпа. Книга на три недели опережает фильм в связи с развитием событий вокруг проката. Причину понять невозможно. Магазины боятся, но для интернет-продаж с сентября идут предзаказы. Книга не заменяет фильм, ее назначение продлить эмоции от фильма.
Обсуждение в ключе порочности и балерины Матильды и режиссера Учителя подогревает интерес, но мешает его естественному развитию. А что было бы, если б царицей стала Матильда? Имела бы такая царица порочную зависимость от старца Распутина, из-за которой Александра Федоровна упала в глазах народа и потянула за собой престиж царской власти? Сумела бы балерина с властью над мужчинами найти у радикально настроенных большевиков понимание для спасения наследников? Была бы сейчас на них востребованность в России, особенно если б не портила авторитет царской власти западная фальшивка?
Да почему бы и не помечтать над сослагательным наклонением истории…
В 1917 году в России произошло самое страшное из всего опасного для государства, что делает его беззащитным: катастрофически покатился к нулю рейтинг действовавшей на тот момент власти. Возможно, этому способствовали деятельность царя и советы царицы с ее чувством ответственной вины перед русским народом. Мы не знаем. В любом случае, это не основная причина. Потому что такое в русской истории случалось неоднократно – и четыре века назад во время Смуты, и непосредственно после смерти Сталина. В отличие от царя, диктатору повезло, ушел точно вовремя и избежал позора унижением, которое досталось его подручному Берии. То, что Берия ковал ядерный щит Родины и сейчас он нас защищает, попросту не было принято во внимание. До сих пор история подается односторонне.
А после унижения страна возрождалась. И каждый раз выявлялись какие-то темные силы, остро заинтересованные в том, чтобы после исторического разрыва от прошлого ничего не осталось, кроме порочащих слухов. Я не смотрел фильм и не участвовал в дискуссии вокруг него. Участники тоже не смотрели, их запал берет начало с московской кухни, где Пятое управление КГБ СССР Филиппа Бобкова ковало диссидентов. А кто смотрел, тот помалкивает, как председатель Думы Вячеслав Володин.
Наблюдая кутерьму вокруг «Матильды» из Думы, я не могу понять, что происходит. От соседа на пресс-конференции услышал, что возможно, какая-то хитрая рекламная кампания. Однако слишком замах политизированный. Может быть, фильм приоткрывает что-то, что нам знать не нужно? Издатель Соловьев с этим не согласен, а журналист обязан исходить из презумпции виновности Сергея Юшенкова. Чем-то похожи страсти по Матильде на суету вокруг генетика Тимофеева-Ресовского и его работы в Берлин-Бухе на дрозофиле, которую упорно представляют как опыты на людях. Короче, спецухой пахнет.
Хотелось бы увидеть за историческими наслоениями человеческую душу, чтоб понять суть событий, как их описывали Толстой, Достоевский, Чехов, Блок, Пастернак, Булгаков. Прием, характерный для русской классической литературы. Будет ли для меня откровением книга или фильм о Матильде, не знаю. Соловьев не видит расцвета новой русской литературы, а я вижу. Мы даже немного поспорили, и он согласился с моим выводом. Вывод в том, что среднее качество не растет из расчета широкого спектра номенклатуры изданий. А вот лучшее стало еще лучше, и намного.

Лев МОСКОВКИН

Фото из открытых источников

 

Добавить комментарий

Loading...
Top