Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > КУСТАРИ – НЕ ОДИНОЧКИ

КУСТАРИ – НЕ ОДИНОЧКИ

4 марта 1902 года царь с царицею, великие князья и княгини посетили Всероссийскую кустарную выставку в залах Таврического дворца Санкт-Петербурга, организованную министерством земледелия и государственных имуществ.

На следующий день «Биржевые ведомости» опубликовали репортаж, который можно приводить в пример чистоты жанра с эффектом присутствия:

«К приезду Их Величеств в Таврическом Дворце собрались министры и другие высокопоставленные лица. При входе на выставку Их Величеств встречали Министры: земледелия и Государственных имуществ А. С. Ермолов, финансов С. Ю. Витте, юстиции Н. В. Муравьев, внутренних дел Д. С. Сипягин, а также члены Государственного совета.

При встрече Министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов и председатель организационного комитета выставки П. П. Семенов-Тян-Шанский имели счастье поднести Государыням Императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне роскошные букеты цветов, перевязанные лентами.

Обзор выставки Их Императорские Величества начали с отдела московских кустарей. Затем Августейшие особы изволили подробно обойти отделы кустарей Владимирской, Нижегородской, Тамбовской, Курской губерний. При посещении отдела Рязанской губернии Их Императорские Величества смотрели на плетение кружев 11-летней крестьянской девочкой, похвалив ее за прекрасную и быструю работу. Некоторые из экспонентов имели счастье поднести свои изделия Их Величествам. Высочайшие особы сами приобрели многие из выставленных предметов.

Во время посещения Их Императорскими Величествами на специально устроенной эстраде, убранной декорациями в древнерусском стиле, пел хор русской оперы. Им были исполнены песни русского народа в хоровых переложениях. После хора играл гусляр из Новгородской губернии, жилейщик из Рязанской и рожечник из Владимирской губерний. Осмотр экспозиции выставки занял более трех часов.

Обширная экспозиция, разделенная на 19 тематических групп, расцвела яркими цветами ковров, тканей, вышивок и наполнились изумительно разнообразными поделками народных умельцев – от простого лаптя до драгоценной изящной безделушки. Почти четыре тысячи участников из 56 областей представляли свои изделия на этом смотре.

Всероссийская кустарная выставка превратилась в подлинный праздник народного труда и искусства. Она имела широкий резонанс в печати. Современники писали об этой выставке: «Русская столица… изумленная и пораженная, созерцала плоды народного творчества».

Надо отметить терпение августейшей четы. Три часа – это серьезно.

Спустя четыре года в Таврическом дворце начала работать Государственная Дума. Спустя 115 лет, когда столица давно уже вернулась в Москву, в Центральном Манеже прошла всероссийская выставка народных художественных промыслов «Живой источник». Организатор – Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

По информации организатора, на выставке представлены более пятисот фондовых экспонатов тех лет, которые иллюстрируют различные стороны жизни нашей страны, как дореволюционной, так и советского периода. Тематический диапазон широк и разнообразен: пламя революции и победа в борьбе с фашизмом, достижения мирного строительства – освоение целинных земель и великие стройки, спортивные рекорды и покорение космического пространства, обращение к народным традициям, расцвет театра и кинематографа, родные просторы и дальние путешествия, литература и поэзия, любовь и дружба – все то, что волновало художников того времени.

Постсоветский период представили работы мастеров и художников промыслов более 140 организаций из 48 регионов России, в том числе работы студентов специализированных профессиональных и высших учебных заведений. Среди экспонатов можно видеть произведения народного искусства: кружевниц Рязани, Вологды, Ельца, каслинского художественного литья, лаковую миниатюру, хохломскую роспись, скопинскую керамику, кадомский вениз, златоустовских, клинки московских мастеров-оружейников.

Часть выставки составлена подарками Иосифу Кобзону от тех мастеров, которых он поддерживал. В том числе удивительной красоты кованые розы от благодарных дончан.

Некоторые экспонаты буквально поражают воображение. Выполненные с исторической точностью этнографические фигурки дореволюционного времени и затем нашего недавнего пионерско-космического прошлого. Кованые жанровые сценки верхом или в телеге, запряженной тройкой. Фотографической точности «Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту из Спасских ворот г. Москвы» на вазе – золото и роспись на фарфоре.

Как наносится рисунок перед вторым обжигом, показывает мастерица своей работой непосредственно на глазах посетителей. Здесь же можно увидеть работу кружевницы с коклюшками и золотошвеи.

На видном месте ближе ко входу размещена заметка «Биржевых ведомостей».

Правительственная поддержка искусства народных промыслов обеспечила их сохранение и развитие, привлекла студентов для преемственности. В наше время понятие «народный промысел» содержит некоторую условность, сохраняя память о народном происхождении этих видов искусства. В реальности их намного больше, чем может быть представлено на одной выставке.

Выставка будет работать еще два дня 24 и 25 октября с 12.00 до 22.00, понедельник выходной. Билет стоит четыреста рублей, льготный сто. Проект осуществляется при поддержке Минпромторга России, Министерства культуры РФ, Правительства Москвы.

Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

 

Добавить комментарий

Loading...
Top