Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВАЛЕНТИНА ГАЗАРЯН О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ БАЛЕТЕ В РОССИИ

ВАЛЕНТИНА ГАЗАРЯН О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ БАЛЕТЕ В РОССИИ

В последние годы в сфере массовой культуры становится популярна тема «высокого» искусства. Мастера своего дела: художники, хореографы, музыканты стремятся поделиться своими знаниями в области прекрасного не только с двумя-тремя избранными, но и с широким кругом заинтересованных лиц. О возникновении, развитии и «правилах жизни» любительского балета в России поделилась педагог-хореограф, балетмейстер Валентина Газарян.

— Валентина, как Вам пришла идея открыть школу любительского балета?

— Подобные школы, где обучают балету взрослых, известны и довольно популярны заграницей. Я долго обдумывала эту идею, сомневалась, а потом убедилась на зарубежных примерах, что это реально. Не секрет, что русская балетная школа — лучшая в мире, но к подобным идеям у нас относятся скептически. В других странах на подобные проекты смотрят проще, что является показателем отношения общества к собственным запросам и их реализации. Я хочу доказать, что и в нашей стране люди, не имея за спиной хореографического училища, могут танцевать лучше, чем их иностранные «коллеги». Любительского балета в России еще нет, поэтому я и развиваю это направление.

— Ваш проект стал настолько популярным, что им успела заинтересоваться зарубежная пресса. Расскажите о нем поподробнее.

— Я набираю взрослых людей, которые раньше не занимались балетом профессионально. За восемь месяцев обучаю их основам классической хореографии на уровне, необходимом для качественного выступления в спектакле на настоящей большой сцене. У каждого человека есть скрытые, неизведанные таланты и возможности тела, балет помогает их обнаружить и раскрыть. Также многие приходят, чтобы осуществить детскую мечту, а я, с удовольствием, даю возможность погрузиться в удивительный и сложный мир балетных позиций и па, учу находить и выражать свою индивидуальность в танце.

Но главное отличие моей школы в том, что мы ставим абсолютно всех людей на пуанты. Для этого у нас есть специальный урок — пальцевый класс.

— Все Ваши ученики никогда не занимались балетом?

— Я рада ученикам с любым уровнем подготовки: и тем, кто раньше не соприкасался с хореографией, с творчеством, и людям, имеющим некоторый опыт, в большинстве случаев, небольшой. Причем, они совершенно разного возраста. Нижняя планка от 15 лет, а верхняя — не ограничена. Например, у нас занимается женщина 52 лет. Я объединяю всех в одну труппу, распределяю по группам и обучаю по общей программе, распределяя нагрузку по возможностям.

— Сколько нужно времени, чтобы человека без какой-либо подготовки научить с нуля?

— От девяти месяцев до года это вполне возможно.

— То есть не меньше?

— Многое зависит от природных данных человека. Есть ученики, которые обучаются за два-три месяца и уже могут танцевать. У меня были такие случаи — очень талантливые люди среднего возраста, которые до этого никогда не занимались балетом. Их физика позволяла: мягкие связки, гибкие тела, высокие подъемы стоп, непонятно откуда взявшиеся.

— О чем говорит высокий подъем стопы?

— Чем он выше, тем проще встать на пуанты. Также для этого необходим крепкий голеностоп.

— Как Вы поняли, что именно необходимо человеку, который хочет научиться танцевать балет?


— Я основывалась на 10-летнем опыте преподавания, понимала, какие могут возникать сложности и проблемы у взрослых людей при освоении балетной хореографии, поэтому разработала собственный экзерсис — комплекс упражнений, которые составляют основу урока классического танца. Я их скомбинировала так, чтобы максимально раскрыть возможности людей, которые никогда до этого не занимались. Конечно, упор при этом сделала на старейшую балетную школу Вагановой (Агриппина Яковлевна Ваганова — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. — прим. Ю.М).

Постановка

— В чем заключается Ваш личный подход?

— Мой подход в том, что я сразу ставлю ученика к станку, в отличие от остальных, которые начинают с ковриков. Со мной спорили, не соглашались, кто-то восхищался, но я точно знаю, что делаю, поэтому у меня такие хорошие результаты. Также важно, чтобы ученик сразу мог прочувствовать эту настоящую балетную атмосферу, ощутить вдохновение и легкость. Для женщин особенно важно сразу почувствовать себя балериной! Поэтому с сентября 2017 года по май 2018 года мы готовимся к нашей первой постановке «Спящая красавица».

— Расскажите о постановке? Сколько человек участвует в спектакле?

— В мае ученики школы дадут премьеру на сцене театра «ГИТИС» — станцуют двухчасовой балет в настоящих балетных костюмах: пачках, шопенках — длинных юбках из фатина, и с оригинальными декорациями. На данный момент, у нас в проекте задействованы 53 человека. Конечно сольные роли мы делим на два состава, которые учат одни и те же сцены и, при необходимости, смогут заменить друг друга. Сольных ролей 17, и обязательно будет специальный отбор, причем на каждую партию будет выбрано по два человека.

— Зачем нужно два человека на одну роль?

— Таким образом сохраняется мотивация, а за несколько недель до премьеры утвердится первый состав. В итоге солируют 34 человека в двух составах, а остальные исполнят партии второго плана. Я выстраиваю мизансцены таким образом, чтобы артисты постоянно перемещались по сцене и каждого было максимально видно. Спектакль с участием второго состава мы покажем в июне. А пока главная интрига сохраняется — кто окажется в числе первых?

Проект «Спящая красавица» будет единственным?

— Нет, процесс подготовки спектаклей будет непрерывным — два спектакля в сезон. Май, июнь будет идти «Спящая красавица», а в ноябре, декабре следующего года — «Золушка». Также в плане балет «Кармен». То есть будет параллельная подготовка, регулярные наборы трупп. Летом мы на месяц поедем все вместе на Азовское море, где я организовала балетный лагерь. В общем, тренировки идут по-разному, но всегда интересно.

В результате я планирую собрать профессиональную труппу и гастролировать с постановками. У участников появится возможность освоить вторую профессию и работать на себя, заниматься творчеством.

— Для чего Вам, профессионалу, заниматься именно с любителями?

— Кому-то нравится ставить балет для профессионалов — и я этим занималась, ставила спектакли как хореограф-постановщик в театрах. Но потом поняла, что выбираю преподавать для любителей. Они очень интересно раскрываются как личности, приобщаются к искусству и, как следствие, меняются их судьбы. Мне приятно помогать и видеть, какую пользу я могу принести людям, как они становятся счастливыми.
 Например, до начала занятий одна моя ученица даже не знала, кто такой Петр Чайковский, а другая видела только одну балетную постановку по телевизору. Но, с другой стороны, среди моих учениц есть много актрис, певиц, художниц — представителей творческих профессий.

Всем своим ученикам я подробно рассказываю об истории и роли балета в искусстве, советую литературу, в школе всегда играет классическая музыка. Мы ходим смотреть спектакли и обсуждаем, как раскрыл образ артист и что сделал хорошо, а что плохо, проводим параллели с собой и нашими движениями.

— Откуда Вы берете вдохновение на такую масштабную работу?

— Мне дорог каждый ученик, к каждому я ищу индивидуальный подход. Мне искренне небезразлично, что происходит в их жизнях. У нас есть разные истории. Например, муж с женой были на грани развода. Женщина начала заниматься балетом и изменилась, преобразилась. Сейчас семья счастлива. Ведь балет не только подтягивает тело, он развивает грацию, женственность, наполняет изнутри, и это проявляется в каждом движении, в мимике. Иногда к нам приходят, скажем так, зажатые девушки после спортзала, у которых отсутствует пластика, а через некоторое время они становятся настоящими леди!

Беседовала Юлия Митрофанова.

Добавить комментарий

Loading...
Top