Вы здесь
Главная > #МОСКВА > АВТОГРАФЫ ЛЬВА КЕКУШЕВА

АВТОГРАФЫ ЛЬВА КЕКУШЕВА

«Лев» Кекушева возвращается на фасад доходного дома купца Быкова.
Заканчиваются реставрационные работы фасада доходного дома купца Василия Быкова,
выходящего на угол 2-й Брестской и улицы Юлиуса Фучика. Один из интереснейших
элементов украшения – «Маска льва» – снова украсит свод проездной арки.

Несколько лет этот многострадальный дом на углу 2-й Брестской и улицы Фучика скрыт за плотной строительной сеткой.

Сейчас реставрация фасадов практически завершена: несущие стены укреплены,
отреставрированы, загрунтованы и готовы к покраске. Фасад вновь украшает лепной декор –
местами воссозданный, местами отреставрированный. Реставрации ожидают также
деревянные резные оконные рамы. А специалисты уже приступают к работам по
восстановлению внутренних помещений дома.

Сегодня уже твердо можно сказать: дом, который в последние годы превращался в руины, практически выведен из комы, хотя это только начало выздоровления: реставраторам предстоит приложить огромные усилия, чтобы вернуть шедевру Льва Кекушева былое великолепие.

Руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов говорит: «На момент внесения в реестр здание находилось в неудовлетворительном состоянии.
Пожар, случившийся в 2009 году, сильно повредил конструкции дома Быкова, уничтожил
кровлю. При этом сохранилась большая часть уникального авторского декора, что и
позволило в дальнейшем включить памятник в охранный список. Доподлинно известно, что
это – одна из последних работ знакового московского архитектора Льва Кекушева. Было
решено реконструировать, отреставрировать его и приспособить к современному
использованию».

Дом Быкова удалось сохранить, несмотря на все перипетии в его истории, порой трагические. Лев Кекушев, которого называют родоначальником стиля московскоий модерн, построил дом для купца Василия Быкова в 1909 году – это последняя крупная работа выдающегося мастера в первопрестольной, которая на многие годы стала для зодчего подлинной творческой мастерской. Кекушев строил особняки, доходные дома, больницы, железнодорожные сооружения, деревянные дачи. Москве он оставил отмеченные неповторимым почерком подлинного мастера творения, сегодня являющиеся памятниками истории и культуры.

Дом Кекушева вблизи Триумфальной площади был одним из самых красивых доходных домов в Москве. Выразительные фасады с неповторимой пластикой, необычайная тонкость лепной отделки, сложные деревянные переплеты окон с особыми выпуклыми на первом этаже стеклами, в которых играло солнце, вызывали восторг горожан. Как всегда, архитектор оставил на здании автограф, разместив над въездными во двор воротами маску-барельеф. Нижний этаж в доме предназначался под офисы, магазины, верхние занимали многокомнатные квартиры.

Естественно, после революции роскошные квартиры на долгие годы были превращены в коммуналки. В начале 2000-х дом был расселен, и его владельцем стал институт автоматизации проектирования РАН. Судьба уникального сооружения повисла буквально на волоске: строились амбициозные проекты – предлагали даже возвести новое здание площадью более 20 тысяч квадратных метров, оставив от кекушевского дома лишь уличные фасады.

И все-таки тогда дом находился в достаточно приличном состоянии, а в 2009 году ему был нанесен огромный ущерб: пожар обрушил внутренние перекрытия, мало что осталось от убранства интерьеров. От полного разрушения здание спасли новаторские технологии, примененные при строительстве, – в частности, металлические конструкции каркаса и несущие балки перекрытий.

Но никаких противоаварийных работ после пожара не проводилось, не шла речь и о реставрации, ведь тогда здание не имело статуса памятника, и пользователи под видом капитального ремонта начали там незаконные работы, сломав часть фигурных оконных рам, ликвидировав элементы декора на фасадах, из отделки остались только металлические ограждения лестниц. Сбили даже львиную маску, осколки которой случайно подобрали архитекторы и сохранили.

Департаменту культурного наследия, общественности после многочисленных обращений в суд удалось отстоять Дом Быкова. Ситуация изменилась, когда здание, находящееся в федеральной собственности, было постановлением правительства Москвы объявлено памятником культурного наследия: значит, здание подлежит не сносу, а бережной научной реставрации.

Впервые мне удалось побывать в доме три года назад, вскоре после того, как было принято решение о его реставрации. В здание попала через черный ход. Главный архитектор проекта, начальник архитектурно-реставрационной мастерской института «Спецпроектреставрация» Владимир Кузнецов предупредил, чтобы надели каски, а на верхние этажи шли осторожно: конструкции сильно пострадали от пожара. Зрелище, прямо скажу, открылось печальное: обожженные стены, вспучившаяся штукатурка, изуродованные полы, покореженные рамы, провалы между этажами, вместо кровли во многих местах – небо. И всюду – следы гари. Но к тому времени на объекте были выполнены инженерные обследования фундаментов и несущих конструкций, которые позволили начать восстановление и реставрацию памятника.

И вот сегодня мы снова разговариваем с В. И. Кузнецовым – он делится соображениями о том, как «поженить» реставрацию и новое строительство. Благодаря проведенному лазерному сканированию, выполненным еще до пожара тщательным обмерам сегодня у реставраторов есть точное представление о восстановлении исторических частей здания. «Как ни странно, – говорит Владимир Иванович, – в доме сохранилось немало подлинных элементов, которые реставраторы намерены восстановить».

В доме специально выделены три комнаты, в которых хранятся при определенной температуре и влажности все найденные исторические элементы декора – фрагменты лепнины, уникальные деревянные окна и двери. Они будут реставрированы и при возможности «вписаны» в обновленный интерьер. «Мы максимально будем обращать внимание на сохранение даже маленького элемента, которым Кекушев придавал большое значение, – поясняет Владимир Кузнецов. – Предстоит заниматься уникальными оконными рамами, ведь Кекушев запроектировал пятнадцать видов окон. В то же время дом, имеющий определенное функциональное назначение, предстоит приспособить к условиям современного комфорта, который, естественно, отсутствовал, когда работал Лев Кекушев».

Сложнейшие вопросы предстоит решать, по словам руководителя проекта, по декору, который необходимо из мастерских перенести на фасады: в зданиях модерна его установка требует высочайшего профессионализма и кропотливости. Немало проблем возникло при подборе цветовой гаммы фасадов: было сделано четыре варианта – остановились на оливковом и зеленом тоне, который особенно изысканно гармонирует с белым декором.

Одним из интереснейших объектов фасада, выходящего на 2-ю Брестскую, стал маскарон в
виде львиной морды, который уже монтирован над проездной аркой здания: скульптурные
изображения и барельефы с этим животным украшают многие работы мастера московского
модерна и являются его своеобразным автографом.
Предполагается, что после реставрации здание сохранит свою историческую жилую функцию
с учетом требований времени.

Нина Баталова.

Добавить комментарий

Loading...
Top