Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > ДИРИЖАБЛИ: ПОЛЕЗНЫЙ ТРАНСПОРТ ИЛИ ПУСТЫЕ ФАНТАЗИИ?

ДИРИЖАБЛИ: ПОЛЕЗНЫЙ ТРАНСПОРТ ИЛИ ПУСТЫЕ ФАНТАЗИИ?

Обсуждению этой необычной темы была посвящена конференция «Дирижаблестроение России: от проектов — к внедрению в воздушно-транспортную систему», которая 7 ноября прошла в Общественной палате РФ.

Организаторами мероприятия выступили Союз молодых инженеров России, ПАО «Ил», МОО «Русское технологическое общество», общественная организация «Инициативное КБ дирижаблестроения «Аэросмена».

Как отметила, открывая конференцию, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Ольга Голышенкова, дирижаблестроение получило второе дыхание как инновационная отрасль несколько лет назад, когда интерес к дирижаблям возобновился по всему миру.

«Это связано с тем, что сейчас есть новые технологические решения, которые позволяют нам посмотреть на дирижабль совсем под другим углом. И таким образом можно найти целый спектр совершенно нового применения дирижаблей в разных отраслях промышленности. В отличие от известных нам вертолетов и самолетов дирижабли могут находиться в воздухе в течение трех суток, а с дозаправкой — до 30 суток. Этого не может себе позволить никакое другое судно. Да и с точки зрения капиталоемкости дирижабли, по сравнению другими видами воздушного транспорта, экономичны, практичны и универсальны», — подчеркнула Ольга Голышенкова.

Востребованность именно этого вида воздушного транспорта объясняется тем, что дирижабли могут перевозить большие грузы, служить альтернативой спутнику для предсказывания погоды и использоваться для наблюдения за территорией. По прогнозам специалистов Минпромторга, к 2025-му году России будут нужны 250 дирижаблей грузоподъемностью от 5 до 200 тонн. Это связано с необходимостью развивать доступные воздушные сообщения для удаленных от экономических центров регионов, включая арктические и дальневосточные территории.

Пока развитие отечественного дирижаблестроения, по общему мнению участников конференции, тормозит недостаточное финансирование: государство не может, а бизнес не хочет «вкладываться» в эти проекты. Однако уже сейчас есть и отрадные исключения из этого общероссийского правила. Так, как рассказал президент дирижаблестроительной компании «Локомоскай» Кирилл Лятс, «в настоящее время мы ведем обсуждение перспектив реализации крупного проекта по обустройству с использованием наших дирижаблей полуострова Гыдан совместно с крупнейшей российской газовой компанией «Новатек» (полуостров Гыдан находится в северной части Сибирской равнины Ямало-Ненецкого автономного округа).

Еще одним перспективным направлением транспортного использования дирижаблей, по словам Кирилла Лятса, могло бы стать их использование при решении проблемы газификации удаленных населенных пунктов: туда дирижабли могли бы доставлять цистерны с «голубым топливом».

Проектируемые сейчас транспортные дирижабли нового поколения разрабатываются в расчете на десятки и сотни тонн полезной нагрузки. Воздушно-транспортная система на основе дирижаблей могла бы кардинально изменить ситуацию со снабжением российских регионов, оптимизировать и удешевить логистику, открыть новые направления в промышленных секторах и социальной сфере, а также решать некоторые задачи для Минобороны России, МВД, МЧС, медицинских служб.

Так, президент единственной в России компании («Росаэросистемы-Авгуръ»), уже сейчас создающей дирижабли, Геннадий Верба указал на возможность их использования при создании Арктических войск РФ.

Модератор мероприятия, и.о. руководителя московского отделения Комиссии по воздухоплаванию Российского географического общества (РГО) Сергей Бендин напомнил участникам, что проведение конференции в ОП РФ было приурочено к двум важнейшим датам в истории отечественного дирижаблестроения: «85 лет назад в СССР на возглавляемом известным итальянским конструктором и полярником Умберто Нобиле предприятии «Дирижаблестрой» в городе Долгопрудный приступили к проектированию первого большегрузного советского дирижабля СССР-В6 «Осоавиахим». 4 октября 80-лет назад лучшим советским дирижаблем СССР-В6 «Осоавиахим» был установлен абсолютный мировой рекорд продолжительности полета для воздушных судов такого класса — 130 часов 27 минут в воздухе».

А фундамент всех этих достижений был заложен ещё в 1923 году, когда при Обществе друзей воздушного флота СССР был создан специальный Воздухцентр, в задачи которого вошло содействие развитию дирижаблестроения в советской России. Через некоторое время Воздухцентр был переименован в воздухсекцию Осоавиахима СССР.

В настоящее время преемником «Дирижаблестроя» СССР является АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА). Временный генеральный директор этого предприятия Сергей Павлов, выступая на конференции, подчеркнул, что уже сейчас они могут предоставить возможность создать на своей базе площадку для консолидации усилий, для разработки совместных проектов в области дирижаблестроения. Но эти проекты требуют и умственных, и финансовых затрат, подчеркнул эксперт. Как отметил Сергей Павлов, еще одной перспективной площадкой, на которой российские разработчики уже в ближайшее время могли бы начать реализацию проектов по созданию крупнотоннажных дирижаблей, могло бы стать самарское предприятие «ЦСКБ-Прогресс».

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top