Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «ПОЧЕМУ Ж ТЫ, ИСПАНИЯ, В НЕБО СМОТРЕЛА…»

«ПОЧЕМУ Ж ТЫ, ИСПАНИЯ, В НЕБО СМОТРЕЛА…»

На сцене РАМТа прошли гастроли Национального драматического центра из Мадрида (CDN), представившего спектакль «Магический лабиринт» по мотивам романов Макса Ауба в постановке Эрнесто Кабальеро.

На сцену с криками и свистом выбегает разгоряченная толпа испанцев, они гонят быка. Коррида – дух Испании. Но вот актер, изображающий его, разгибается и у него в руках оказывается винтовка. Как и у всех остальных. «No pasaran! Они не пройдут!». Гражданская война с фашистами, потом переросшая во вторую мировую. Против генерала Франко восстали «все честные испанцы». Но пасаран! Но «они» прошли, ведь у них были танки и пулеметы, а «у нас» – одна винтовка на троих и только мужество… И смелость, и пылкость, и готовность умереть за родину. И они умирали – мужчины и женщины, парни и девушки… на их место приходили другие, но силы были слишком не равны.
Почему ж ты, Испания,
в небо смотрела,
когда Гарсиа Лорку
увели для расстрела?
Андалузия знала
и Валенсия знала,-
Что ж земля
под ногами убийц не стонала?!
Что ж вы руки скрестили
и губы вы сжали,
когда песню родную
на смерть провожали?!
Увели не к стене его,
не на площадь,-
увели, обманув,
к апельсиновой роще.
Шел он гордо,
срывая в пути апельсины
и бросая с размаху
в пруды и трясины;
Будто с неба срывал
и кидал он планеты,-
так всегда перед смертью
поступают поэты…
Кому из людей старшего поколения не знакома эта песня Александра Градского на стихи Николая Асеева. Сегодня Андалузия и Валенсия больше известны как курорты, но любой образованный человек помнит и гениальнейшие романы Хемингуэя, и талантливые советские фильмы о войне в Испании: «Я хату покинул,/ Пошел воевать,/ Чтоб землю в Гренаде/ Крестьянам отдать/ Прощайте, родные, / Прощайте семья, / Гренада, Гренада, Гренада моя».
На сцене представлена война испанскими глазами, актеры говорят на своем языке, зрителям в помощь идут субтитры. Но игра такая яркая и темпераментная, что многое понятно и без подсказок. Каждый актер самобытен, оригинален, каждый по-своему подкупает открытостью и искренностью исполнения. Монологи пронзительны, ведь они говорят от имени своих предков. А один высокий бородач своей статью и обликом даже напоминает Фиделя Кастро. Здесь все мужчины высоки и худощавы, что выглядит особенно достоверно, война – голодное время. Но они не унывают, и в походах на привале поют, танцуют и пью вино из своих виноградников. В городах бомбежки, но бары и театры не закрыты, а некоторые испанки даже «идут в проститутки, чтобы отомстить». Сама смерть показана авторами эпически: «Цепляйся за меня, – говорит, набрасывая шаль на плечи жене, покойный муж, встречая ее на том свете. – Ты приятно пахнешь. А она в ответ: – Тебя и мертвого не заставишь замолчать». И уходят, уютно обнявшись.
Повествование сочетает в спектакле элементы репортажа, лирической прозы, литературного портрета, драматического диалога и искусно воссоздает трагическую картину мирового хаоса, изломанных судеб людей, не по своей воле попавших в жернова истории. «Магический лабиринт» – это выходящая за рамки исторической хроники мозаика судеб и персонажей, где смешиваются живые и мертвые, правда и ложь и которая превращается в волнующий документ о человеческой сущности.
В финальной сцене толпа беженцев ждет на пристани пароходы, чтобы бежать от режима Франко. Но над ними кружит итальянский самолет, он сбрасывает бомбы на мирных жителей. Кто останется в живых? Вспоминается, что часть испанцев нашли приют в Советском Союзе, но и многим из них не удалось избежать сталинских репрессий. А те, кому посчастливилось, прижились, пустили корни. И даже наш хоккейный кумир Валерий Харламов был сыном такой испанки. Так тесно переплелись судьбы наших стран.
Драматург Макс Ауб работал над циклом «Магический лабиринт» два десятка лет. Гражданская война в Испании и ее последствия стали его главными темами. Это значимое произведение испанской литературы инсценировано Эрнесто Кабальеро совместно с драматургом Хосе Рамоном Фернандесом. Спектакль по достоинству получил ряд театральных премий. И московские зрители смогли оценить высокий профессиональный уровень актеров и режиссера.
Продолжением проекта станут первые зарубежные гастроли спектакля Алексея Бородина «Демократия» по пьесе Майкла Фрейна на сцене Национального драматического центра в Мадриде.
Галина Снопова.

Добавить комментарий

Loading...
Top