Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > О БЮДЖЕТЕ-2018 И УБИТОЙ МЕЧТЕ

О БЮДЖЕТЕ-2018 И УБИТОЙ МЕЧТЕ

Мечта коммунистов и эсеров убита – общественный совет на телевидении
Укороченное заседании Госдумы в пятницу посвящено двум тяжелейшим вопросам, смысл которых смешался эклектично – бюджет-2018 во втором чтении и законопроект из приоритетов фракции КПРФ об общественном совете на телевидении.
Мечту об общественном совете убили за три четверти часа. Депутатам она давала надежду не просто порулить телевидением, но самим покрасоваться в ненавидимом ящике.
В нынешней палате нашлись депутаты с моралью выше дешевых инстинктов. Сергей Иванов предложил, если нам что-то не нравится, давайте всей Госдумой обращаться в Роскомнадзор и просить, чтобы они проводили проверку, не дожидаясь создания данного общественного совета.
Владимир Бортко напомнил, как устроено телевидение, это почти что атомная бомба, даже больше, и туда нас не пустят категорически.
В общем, так и есть. Ключевых и особенно больных вопросов думской риторики телевидение избегает. Бюджет как-то освещается, но не сущностно, а зрелищно и исключительно из-за любви простого народа к Думе, хотя и меньше Путина. Воротилы ТВ относятся к ним неприязненно и в лучшем случае утилитарно.
Теперь о любимом бюджете.
Вместе с федеральным бюджетом синхронно принимаются бюджеты трех внебюджетных фондов – Пенсионного, Соцстраха и Медстраха. Смысл разделения социального обеспечения и бюджета ровно такой же, как и выделение Центрального банка из системы власти России по модели надвластного положения Минэка. Схема отражает глобальное устройство власти, однако именно в России разрушить национальную систему не удалось в связи с образом сильного государства в русской ментальности. Желательно об этом не забывать при обсуждении любой темы и в том числе таких ключевых вопросов, как бюджет или противоречивая ситуация на телевидении. С одной стороны, все у нас изначально лучшее в мире, с другой – конец всему, доколе и почему?
Титанические попытки председателя думского комитета по бюджету Андрея Макарова консолидировать бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику были поддержаны председателем шестой Думы Сергеем Нарышкиным. Кроме формального объединения в законе, необходимым условием было наращивание парламентского контроля. Фактически надо было оформить то, что самопально делала Оксана Дмитриева. Важность миссии Дмитриевой отражает масштаб спецоперации по лишению ее доступа к мандату седьмого созыва. Вопросом Дмитриевой безрезультатно занимался член ЦИК Евгений Шевченко, из избиркома в Питере, где она баллотировалась, его натурально выставили.
В седьмом созыве нет источника оппонирующей аналитики по бюджету, кроме самого Макарова, он оказался двуедин как критик и проводник предмета критики с кривым балансом в зависимости от текущей конъюнктуры и нападок снизу из палаты и сверху по палате одновременно. Тут нет не только Дмитриевой, но и Антона Ищенко, который первым представил стартовые события строительства дуалистической системы власти в мире с наложением глобального и национального управления. Россия встроилась в систему спустя двадцать лет по мягкому сценарию и потеряла минимум.
Сейчас речь о бюджете. Так вот, председатель действующей Думы Вячеслав Володин продолжил линию политической поддержки миссии Макарова. Его собственная миссия оказалась настолько неожиданной, что парламентская журналистика пока не нашла адекватной модели для отражения работы седьмой Думы. В тандеме с председателем комитета по регламенту и контролю Ольгой Савастьяновой открыт фронт работ по системной ревизии национальной сферы контроля и надзора. Без этого сам по себе парламентский контроль бюджетного процесса безнадежно буксует. И вообще все буксует – экономика, бизнес, социалка.
Надо отдать должное мужеству и настойчивости Макарова. Без контроля из Думы с доскональным разбирательством в лживой бюджетной цифири, страшно подумать, что могли бы сделать со страной. Это как отменить Уголовный кодекс: половина из нас с работы до дому не дойдет. В прошлом разбиралась Дмитриева, собирая на себя огонь критики. Однако у думских бюджетников есть надежный и постоянный союзник в Минфине в лице замминистра Татьяны Нестеренко.
В настоящее время у Макарова достаточно оппонентов в палате, Сергей Катасонов из ЛДПР, Вера Ганзя из КПРФ. Со стороны понять что-либо в бюджете практически невозможно. Общий смысл бюджетного процесса не меняется со времени появления так называемых «дополнительных доходов», то есть средств, неучтенных в постперестроечном формате бюджетного процесса. Их надо выводить из социально-экономического развития, что намного важнее похвальной и уважаемой задачи что-либо украсть и присвоить. Тут строители глобальной системы управления просчитались в случае России, как Гитлер или Наполеон. Война та же, средства разные.
Эсер Михаил Емельянов с утра заявил журналистам, что бюджет откровенно плохой, не ставит цели социально-экономического развития, увеличения доходов населения.
Единоросс Андрей Исаев сказал обратное: бюджет обеспечит неуклонное исполнение социальных обязательств, низкую инфляцию, снижение нефтяной зависимости и конечно же рост экономики.
Как ни странно, и Емельянов и Исаев безусловно оба правы. Один отражает то, что не удалось сделать национальной системе управления, второй – что удалось для сохранения страны в противодействии глобальной системе. Мы предлагаем смотреть на нынешний бюджетный процесс в ракурсе не простой критики, как бы она ни была справедлива, но именно с таких позиций. И надеяться на другие времена, в которых удастся пожить по-человечески. В текущих условиях Дума достигла потолка возможностей и поднять планку без консолидации страны невозможно. Именно по этой причине происходит чехарда вокруг выборов президента и его предваряющего послания Федеральному Собранию.
Тем не менее, в бюджете удалось сделать невозможное, приступить к лечению страны буквально под лучом мутагена. В 2018 году будет обеспечен некоторый экономический рост и увеличение доходов населения. Провал пройден, однако будет ли рост достаточным? Это зависит от явления, обозначаемого безликим выражением «эффективность расходования средств». Сопротивление этой самой «эффективности» упорное и изощренное.
Характерно, что по принятым поправкам ко второму чтению бюджета никто не спорил. По отклоненным поправкам спорили больше двух часов. Оппозиционеры просили добавить финансирование практически по всем чувствительным направлениям от перелетов на огромное территории страны до обеспечение жизни больных редкими заболеваниями. Ответ Макарова практически не менялся независимо от темы: выделенные средства не осваиваются, может быть, сначала наладить работу? И еще: идет работа по сверке для определения точного объема финансирования. Иногда Макаров не выдерживал и переходил на вынужденную грубость в адрес авторов поправок: цифры не содержат никаких расчетов и носят характер новогоднего подарка.
Либеральным ортодоксам может показаться, что смысла в дискуссии по бюджету нет, но это не так, депутаты как минимум обозначили точки нестабильности, с которыми надо что-то делать.
Для любознательных приведем основные цифры бюджета-2018 в млрд рублей (процентах ВВП) и советуем не фетишизировать как цифры, так и сам принцип оценки состояния страны в ВВП:
Доходы 15 257,8 (15,7%), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов 5 479,6 (5,6%).
Расходы 16 529,2 (17,0%).
Дефицит федерального бюджета 1 271,4 (1,3%).
Объем ВВП 97 462,0 (рост 2,1%).
Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.19 – 10 501,8.
Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.19 – 71,6 млрд дол. США (59,7 млрд евро).
Уровень инфляции 4,0%.
Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года) 3 901,2 (4,0%).
Средства Резервного фонда на 2018 – 2022 годы не предусмотрены, в 2018 году произойдет объединение средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на базе Фонда национального благосостояния.

Выполнение социальных обязательств государства:
– ежегодная индексация с 1 февраля социальных выплат на уровень инфляции предшествующего года на 3,2%.
– ежегодная индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января на 3,7%.
– ежегодная индексация с 1 апреля социальных пенсий на прогнозный показатель роста прожиточного минимума пенсионера на 4,1%.
– ежегодное повышение оплаты труда бюджетников на прогнозный уровень инфляции с 1 января на 4,0%.
– ежегодное повышение «военных» пенсий на прогнозный уровень инфляции с 1 февраля на 4,0%.
– ежегодная индексация с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции предшествующего года на 4,0%.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top