Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ДЕПУТАТАМ НАДОЕЛО СПОРИТЬ

ДЕПУТАТАМ НАДОЕЛО СПОРИТЬ

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представила Госдуме основы денежно-кредитной политики на 2018 год. От дискуссии осталось впечатление, что депутатам надоело с ней спорить или они в полной мере осознали бессмысленность этого увлекательного парламентского развлечения. Это притом, что некоторые изменения есть.
Ключевой задачей Банка России на текущем этапе будет не дальнейшее снижение инфляции, а ее колебание вокруг 4%. Декларируется формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике. Судя по дискуссии, в реальности в борьбе с немонетарной инфляцией монетарными методами проскочили четыре процента практически до трех и продолжают высушивать денежную массу.
Набиуллина пыталась убедить Думу, что возможности Банка России по части роста экономики исчерпаны. Дальше следуют предложения, о которых в Думе твердили давно, по структурным реформам. Опять же из дискуссии можно сделать вывод, что возможности Банка России безграничны. Только не в развитии, а в его торможении. С таким Банком России страна достигла потолка роста и дальше может стучаться в этот потолок головой до скончания века.
Банк России отмечает потенциал для дальнейшего уменьшения ключевой ставки в ближайшие годы с текущего уровня 8,25% до 6 – 7% годовых. И опять же, это, может быть, ослабит удавку, но роста не даст. В среднесрочной перспективе Банк России будет действовать как и раньше, в рамках таргетирования инфляции и политики плавающего валютного курса рубля.
Отмечается, что Банк России принимает решения по ДКП прежде всего на основе среднесрочного макроэкономического прогноза.
Банк России закладывает в базовый сценарий постепенное снижение цены на нефть марки Urals до 40$ США за баррель к середине 2018 года. Среднегодовая номинальная цена на нефть при этом составит 44$ США за баррель в 2018 г. и около 42$ США за баррель в 2019 – 2020 годах. В альтернативном сценарии – постепенное увеличение цен на нефть до 60$ США за баррель в среднем за 2020 г. в предпосылке о более динамичном росте глобальной экономики и спроса на энергоносители, в том числе за счет Китая, а также продлении соглашений об ограничении добычи нефти в 2018 г.
Тут сомнения буквально в каждой позиции, о чем опять же неоднократно говорилось.
По словам Набиуллиной, низкая инфляция – это необходимое условие благополучия населения. Большой рост цен не дает возможность планировать семейный бюджет, обесценивает доходы и сбережения. Сильнее всего инфляция бьет по уровню жизни людей с низкими доходами. Несмотря на снижение, по социологическим опросам инфляция оставалась проблемой номер один для россиян. И только в этом году, когда инфляция достигла целевого уровня, она стала уступать место другим проблемам.
«Но что нас беспокоит? Инфляционные ожидания граждан остаются высокими, хотя и снижаются. Мы просто для наглядности посчитали два очень простых индекса, можно их назвать новогодними. Считаем, как растут цены на наборы продуктов для традиционных новогодних блюд, таких как салат оливье и селедка под шубой. Салат оливье за год подорожал на 1,2 процента, приготовить его стоит около 312 рублей. Селедка под шубой подешевела на 0,9 процента, стоит чуть больше 150 рублей. Но ощущение инфляции у людей гораздо выше. И мы очень хотим добиться доверия населения к нашей политике, к тому, что можно распоряжаться семейными деньгами, не думая постоянно о росте цен», – поведала депутатам Набиуллина.
Позже Сергей Катасонов сказал: «Они приходят к нам в этот зал и рассказывают о том, какие они замечательные, как они всё могут: и курс держать, и инфляцию пролетели мимо 4 процентов. Вообще сказочники какие-то. А вот если бы у них были обязательства: отдать народу деньги, слушайте, они бы сюда приходили вообще такие убитые какие-то, немножко поджатые, не такие веселые. А то у них вообще все замечательно – сами себе придумывают индикаторы, сами выполняют, сами решают».
Это прозвучало при обсуждении закона, который депутатам очень не понравился – «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Правительство как автор документа предлагает в одиннадцатый раз перевести в бездействующую форму показатель, который необходим для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой должно осуществляться восстановление сбережений граждан в Сбербанке России до 20 июня 1991 года.
Валентин Шурчанов совершенно справедливо заметил, что вклады граждан признаны госдолгом и приостанавливать закон в одиннадцатый раз нельзя. Понятно, Дума прислушалась не к коллегам, а к правительству.
Чтобы убедить зоозащитников прекратить голодовку у стен Думы, палата оперативно разработала, внесла и приняла в первом чтении законопроект об усилении уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Документ под названием «О внесении изменений в статью 245 Уголовного кодекса РФ и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» внесли 8 ноября с подписями представителей всех четырех парламентских фракций.
За жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет. За то же деяние, совершенное в присутствии малолетнего или группой лиц, либо с демонстрацией в СМИ и Интернете, предусматривается наказание до лишения свободы на срок от 3 до 5 лет.
По действующей редакции 245-й статьи наиболее строгим видом наказания является арест на срок до 6 месяцев. Законопроект переносит данное преступление из категории небольшой тяжести в категорию средней тяжести.
В дискуссии депутаты не проявили понимания феномена жестокости и остался без ответа вопрос, почему сейчас 245-я статья не работает. Она и в советское время не работала, уже можно было разобраться. Однако принятие законопроекта имеет политическое значение, глубину которого нам трудно осмыслить, слишком большие интересы столкнулись вокруг темы ответственного отношения к животным. Допустив к дискуссии только одну из сил и не послушав экспертов, в Думе, а может, и выше созрело понимание, что при таком раскладе принимать закон об ответственном отношении к животным нельзя. Поэтому пошли на паллиатив. Согласятся ли с этим лоббисты, пока неясно. Их попытались убрать от Думы, но их цель никак не соотносится с принятым в первом чтении документом, кроме деклараций.
При обсуждении Юрий Синельщиков сказал, что проблема не законе, а в правоприменении. Что толку мы увеличим наказание, все останется по-прежнему.
Владимир Бортко опасается запрета на его фильм «Собачье сердце», потому что из «Мастера и Маргариты» уже вырезали гибель Берлиоза. Докладчик Олег Шеин заверил, что закон мешать развитию искусства не будет.
Однако депутаты поняли, что НКО – страшная сила, и любое из них может враз стать иностранным агентом, поэтому тема правительственного часа с Минюстом Александром Коноваловым прозвучала в новом ракурсе.
Дмитрий Вяткин в своем вопросе министру отметил, что теперь есть возможность признания иностранными агентами СМИ, которые финансируются из-за рубежа. Коновалов в ответ подтвердил, что Советом Федерации закон уже одобрен. Пока еще Минюст не наделен компетенцией в этой части, должен состояться указ президента. Но с высокой долей вероятности это будет Минюст. Порядок признания иностранными агентами – это новая категория субъектов деятельности, видимо, будет несколько отличаться от того, который предусмотрен ныне действующим законом и ныне действующим порядком формирования реестра иностранных агентов – российских организаций. Нужно воспользоваться существующими моделями, например, в части признания организаций нежелательными, когда в итоговом решении принимают участие несколько органов. В случае с нежелательными организациями это Генеральная прокуратура и в конечном счете Министерство юстиции как держатель реестра.
Большое количество депутатских вопросов министру касались именно деятельности НКО. В ответ Коновалов сообщил об участии Минюста в работе по профилактике и пресечению экстремистских проявлений, в том числе в сфере деятельности НКО организаций. С апреля этого года в законодательство РФ по инициативе Минюста введен запрет на создание иностранными международными неправительственными организациями, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ, российских юридических лиц, и участие в них. Это позволило повысить эффективность института нежелательности в целях пресечения деструктивной экстремистской деятельности иностранных международных организаций на территории России.
Однако судя по статистике, данная работа только начата и от завершения весьма далека.

Лев МОСКОВКИН.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top