Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > КОГДА ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ

КОГДА ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ

“Нарочно не придумаешь” – традиционная рубрика многих изданий. Собрание смешных, нелепых порой до идиотизма, до колик в животе объявлений, плакатов, вывесок. Наши родители надрывали животики над этой рубрикой в журнале «Крокодил» – именно он сделал ее популярной. В современном Рунете тоже есть аналоги – например, собрания фотографий идиотских вывесок, ценниктов и рекламных плакатов.
Но сейчас хотелось бы поговорить об объявлениях и плакатах, в которых допущены совсем не смешные ошибки. А очень даже опасные.
Начнем с самого невинного – с московского общественного транспорта. Там нередко можно услышать такое голосовое объявление: «Следует держаться за поручни не только во время движения, но и при остановке». Что в нем такого? Всего-навсего перепутаны акценты. Люди, как правило, хватаются за поручни именно при остановке. А во время движения – ну что за них держаться? Автобус (трамвай, троллейбус) едет тихо-плавно. О том, что он может затормозить на светофоре – в том числе и резко, – как-то не задумываешься. Так что объявление следовало бы записать по-другому: «держитесь за поручни не только при остановке, но и во время движения». К слову сказать, иногда в московском транспорте встречается и такая запись. Либо эта светлая идея еще кому-то пришла в голову, либо просто сделали несколько записей в разных вариантах, не подумав о том, какая из них более логичная.
Дальше будет хуже. В тамбурах пригородных электричек можно увидеть памятку из серии «что делать при теракте». Например, если вы обнаружили на станции бесхозные вещи, то необходимо 1) отойти на безопасное расстояние и 2) сообщить куда следует.
А теперь внимание, вопрос. Какое расстояние можно считать безопасным?
Предполагается, что в забытой кем-то сумке (пакете, бауле, чемодане) находится взрывчатка. «Безопасное расстояние» будет зависеть от ее типа, количества (и размер тут не имеет значения, небольшой пузырек может обладать такой же убойной силой, как и чемодан тротила), а также наличия «дополнительных поражающих элементов» – гвоздей, гаек и тому подобного. Радиус поражения может быть и десять метров, и сто и вообще все вокруг. Элементарное чувство самосохранения подсказывает, что по-настоящему «безопасное расстояние» – это далеко за пределами здания. Но тогда кто будет сообщать?
Составителям следовало бы немного напрячься и пояснить, что при угрозе взрыва лучше не просто отойти, а найти укрытие. Например, встать за колонной или за углом – так, чтобы между вами и «бесхозными вещами» было что-то каменное и основательное. Да, это будет более сложная фраза, ее сложнее сформулировать. Но поверьте – от этого она станет гораздо полезней.
Но по-настоящему вредная инструкция по безопасности была обнаружена мной в одной из московских поликлиник. Поскольку тираж у нее явно не ограничен одним экземпляром, можно опасаться, что ее дубликаты можно встретить и в других местах.
Авторы этой инструкции, помимо стандартных действий при пожаре, взрыве и задымлении, решили просветить свою аудиторию и рассказать, что следует делать при дорожно-транспортном происшествии. Первым делом, конечно, – позвонить и сообщить. А вот дальше предлагается вытащить пострадавшего из машины и оказать ему первую помощь – ну там рану перевязать, если дело совсем плохо – сделать искусственное дыхание или массаж сердца.
Вы поняли, в чем тут дело? А дело в том, что при любом ДТП в первую очередь и сильнее всего страдает позвоночник. Особенно – шейный отдел. Даже термин специальный есть: хлыстовая травма позвоночника. Она же – травма автомобилиста.
И подголовник тут не поможет! Да, в старых машинах его не было и при любой аварии шеи у сидящих людей ломались, как спички. Сейчас подголовник спасает от смерти – но не от травмы. Даже при небольшой скорости в момент резкой остановки тело продолжает двигаться вперед по инерции. Соответственно голова сначала делает резкий кивок вперед, а потом летит назад – вот вам и хлыстовая травма. Подголовник останавливает этот полет и не дает шее переломиться, но тем не менее шейный отдел получает достаточно большую нагрузку, причем сразу в двух направлениях – на сжатие и на сдвиг.
Если поискать в Интернете, то можно найти на эту тему всякие подробности. Например, что само ДТП длится 200 миллисекунд, а стандартное время реакции нервной системы – 350 миллисекунд, то есть тело не успевает сгруппироваться и компенсировать удар. Что тренированные спортивные люди переносят удар легче. Что скорости в 10 км/ч вполне достаточно для того, чтобы повредить шейные связки (нагрузка на сжатие будет 10 кг, а нагрузка на сдвиг – 22 кг), то есть хлыстовую травму можно схлопотать в собственном дворе или «выползая» со стоянки. Можно найти подробное описание симптомов и способов лечения.
Но остановимся на главном – если вы где-то в каком-то пособии по гражданской обороне или основам безопасности жизнедеятельности встретите совет «вытащить пострадавшего из автомобиля», то помните. Делать это можно только в одном случае – если одна из машин – участниц ДТП загорелась. Вот там уже будет наплевать на позвоночник, шею, хлыстовую травму, правильное положение тела – вытаскивать людей из горящей машины как можно скорее!
Поэтому правильный совет будет таков: пострадавшего укрыть, согреть, дать обезболивающего. И дождаться спасателей, которые первым делом зафиксируют ему шею, потом вырежут из машины вместе с креслом и аккуратно положат на носилки, не потревожив спину. Кстати, можно еще открыть капот и снять клеммы с аккумулятора. Дабы не возникло необходимости срочно вытаскивать…
Яна МАЕВСКАЯ.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top