Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПРОПАВШАЯ СУБМАРИНА

ПРОПАВШАЯ СУБМАРИНА

Мировые СМИ облетело неприятное известие, что 15 ноября 2017 года пропала связь с дизельной подводной лодкой Аргентины «Сан–Хуан», возвращающейся с учений в районе Огненной Земли в Мар-дель-Плату. Связь с субмариной пропала на удалении 400 км от берега, с глубинами в районе предположительно до 70 метров. Сразу начались поиски пропавшей подлодки, к которым подключились ВМС США. По современным меркам обнаружить лодку нынешними средствами вроде задача простая, но время идет, а результатов нет. По расчетам 25 ноября на подлодке может не остаться живых, если она находится на глубине…
Гибель подлодки для каждой страны является национальной трагедией. Мы это знаем по себе – «Комсомолец», «Курск» и другие. Гибель почти каждой подвод­ной лодки, даже не гибель, а чрезвычайное происшествие, не всегда раскрываются до конца. Причины часто остаются неразгаданными по разным обстоятельствам, в основном из-за субъективности расследования и давления сверху. А если лодка пропала, то остаются только догадки о причинах, как говорят сегодня – только гипотезы.
За двухвековую историю подводного плавания пропало немало подводных лодок в различных странах, в том числе и в России. Некоторые были найдены через продолжительное время на дне морей и океанов на таких глубинах, что подъем их останков невозможен и причины достоверно не выяснены.
Особенно на пропажи подводных лодок был «урожайным» 1968 год. Произошло сразу четыре исчезновения подводных лодок, принадлежавших разным государствам.
25 января 1968 г. в Средиземном море на переходе из Англии в Хайфу после модернизации на верфях Портсмута пропала израильская субмарина «Дакар». В мае 1999 г., через 31 год после исчезновения, затонувшая подлодка была обнаружена на глубине около 3000 метров на утвержденном маршруте. Причину гибели установить не удалось. До Хайфы лодка не дошла 475 км.
27 января 1968 г. в Средиземном море под Тулоном (Франция) проходили военно-морские учения ВМС Франции. Командир лодки «Минерв» сообщил, что собирается погрузиться, чтобы разобраться в непонятных звуках, якобы преследующих субмарину. После этого подлодка пропала, и причины неизвестны до сих пор. Лодка не обнаружена.
Спустя два года в этом же месте пропала еще одна французская субмарина – «Эридис». Причины трагедии остались неизвестны.
8 марта 1968 г. в районе Гавайских островов на боевой службе пропала советская подводная лодка «К-129» (бортовой номер 574) проекта 629. В июле 1975 г. часть лодки подняли американцы (операция «Дженифер») с глубины 5000 метров. По этому факту написано много материалов, но тайна гибели субмарины так и не раскрыта.
27 мая 1968 г. по радио сообщили, что подлодка «Скорпион» (бортовой номер SSN-589) пропала вместе с 99 членами экипажа. Известно, что многоцелевая атомная лодка водоизмещением 3500 т должна была вернуться домой из Средиземного моря в Норфолк, но не прибыла. «Скорпион» шла по Атлантическому океану домой. Подобно одноименной лодке Второй мировой войны, «Скорпион» исчезла бесследно и без видимых причин.
Впоследствии ее останки были найдены на глубине 3000 метров, несколько раз обследовались подводными аппаратами, но окончательная причина гибели так и не установлена.
Не буду рассказывать о других «пропажах» подводных лодок, их достаточно, расскажу о том, что пережил сам, проходя службу на подлодке «С-345» проекта 613 в 1961 г. в губе Ягельная во 2-й дивизии подводных лодок Северного флота. Отсюда на учения ушла и не вернулась в январе 1961 г. подлодка «С-80» проекта 644.
Подлодка «С-80» была одной из шести лодок 613 проекта, которые в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия были переоборудованы в ракетные по проекту 644. В условиях сильного шторма лодка совершала переход в базу в режиме РДП, устройство, обеспечивающее работу дизеля под водой, на первый взгляд несложное, но… из-за него часто происходят беды…
Лодка пропала в январе и при тщательных поисках была случайно обнаружена рыбаками только летом 1969 года на глубине около 200 метров. В те времена все это держалось в секрете, и писать об этом стали только в 1990 году.
Как сейчас помню, что через несколько дней после исчезновения лодки поисковики нашли аварийный буй с «С-80», который был сорван с лодки штормом. Этот буй привезли в Ягельное (ныне г. Гаджиев) и поместили на плавучую мастерскую, накрыв брезентом. У этого места стихийно стали собираться моряки-подводники с лодок, стоящих в базе, и члены семей пропавших подводников на «С-80». Подъехал к этому месту и командующий СФ адмирал А. Т. Чабаненко, находящийся в то время на дивизии. Когда он приподнял брезент, накрывающий буй, одна из вдов закричала: «Я не верю, что они погибли! Они ушли за границу!» На что А. Чабаненко сказал: «Не порочьте память мужа и остальных подводников!» Шла холодная война.
Этот момент я привожу к тому, что в первые дни исчезновения подводных лодок возникают самые фантастичные предположения, а зачастую причины бывают самые простые – неисправности техники, помноженные на человеческие ошибки! Так случилось и с гибелью субмарины «С-80», что выяснилось после ее подъема, после тщательного расследования…
Короткая статья не позволяет широкого рассказа этого события. Я только хотел напомнить некоторые факты исчезновения подводных лодок, которых было немало за историю подводного плавания.
Исчезновения подводных лодок привело в 1960-х годах прошлого века даже к мистическим версиям – так, в январе 1960 г. сторожевые корабли Аргентины обнаружили две неизвестные подводные лодки и вступили с ними в бой. Субмарины исчезли и появились вновь уже в количестве четырех. Бой продолжался, но потом лодки неожиданно исчезли. После этого стали гулять версии, что в океане действуют некие пришельцы, охотящиеся за техническими достижениями землян…
Сегодня эти гипотезы не муссируются, но иногда возникают. Но надо признать, что глубины океана хранят много тайн и продолжают оставаться потенциальным местом многих непредсказуемых событий.
Вадим КУЛИНЧЕНКО,  капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник.

Добавить комментарий

Loading...
Top