Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > РЫНОК И БУДУЩЕЕ

РЫНОК И БУДУЩЕЕ

Организаторы называют авиасалон в Дубае третьим в мире. Статистика высокий ранг подтверждает: в этом году здесь было почти 80 тысяч специалистов и около 1150 экспонентов из 50 государств. Стран даже больше, чем в Ле Бурже. Среди крупнейших национальных экспозиций – Великобритания, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Франция. Ну, и конечно, Россия.

Ожидаемое и неожиданное
Сразу о наших – прилетели, показали, удивили. В летной программе в Дубае было 3 пилотажных группы – все российским зрителям знакомые. «Fursan Al Emarat» ВВС ОАЭ блестяще выступили на последнем МАКС. Асы группы «1 августа» ( КНР ) летали в Жуковском два года назад – это было их первое выступления за рубежом. И наши «Русские витязи». Четверка тяжелых истребителей Су-30СМ показала высший групповой пилотаж на минимальных высотах . И ещё от России – отдельная программа одного из самых известных летчиков-испытателей Сергея Богдана на новейшем сверхманевренном истребителе Су-35. Потом его полет прокомментируют так: «Этот самолёт и этот пилот могут все».
А вот контрактами не разжились. «ОАЭ для нас страна непростая», – объяснял в Дубаи заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин,- «до сих пор здесь была монополия американцев, но мы «раскупорили» эту ситуацию, развиваем отношения…”

Вице-премьер сообщил, что Россия и ОАЭ обсуждали возможность совместно развивать линейку самолетов МС-21 для арабского рынка. Он подчеркнул, что МС-21 вызывает большой интерес со стороны потенциальных покупателей региона и «уже сейчас, на этапе испытаний, сертификации и подготовки к серийному производству в 2019 году, важно и нужно искать партнеров для будущего развития семейства самолетов». Специальная комиссия подготовит на тему совместного производства МС-21 детальное предложение правительству ОАЭ, пообещал Дмитрий Рогозин.

В центре бизнеса
Контрактов в Дубае заключили на на 113,8 миллиардов долларов. В этом смысле авиасалону везёт. Легче плыть по течению, особенно, если оно нефтяное. Ближний Восток для авиатехники – большой рынок: есть и спрос, и деньги.
«Цифры говорят сами за себя – ещё один успешный год. Дубай географически находится в центре авиационного мира, а мы – там, где отрасль делает бизнес»,- комментирует Мишель ван Акелиджен, директор организатора салона – компании Tarsus. ( Michele van Akelijen, Tarsus F&E LLC )
Но успех бизнеса – не только от географии. И на всемогущество рынка в Дубаи не уповают. Его создают и регулируют.

Лицо за рынком
Одна из важнейших фигур, задающая направление не только рынку, но и всему развитию Дубаи – Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, также известный как шейх Мохаммед — эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент Объединённых Арабских Эмиратов.
Именно этому человеку принадлежали прорывные идеи: построить в Дубаи «самый роскошный в мире отель» – 7 -звездный Бурдж-Аль Араб и самое высокое в мире здание – Бурдж Халифа. Шейх лично контролировал их строительство. Он же сам отвечал за создание и развитие многих транснациональных бизнес-проектов и ключевых активов, преобразовавших экономику Дубая.
Дальновидный и ориентированный на реформы правитель, Шейх Мохаммед, в отличие от наших либералов 90-х, вовсе не рассчитывал, что рынок все отрегулирует сам. Строя экономику, он создавал этот рынок. В частности, с самого начала руководил развитием гражданской авиации. По его инициативе в 1985 года была запущена авиакомпания Emirates Airline. Стартовый капитал составил десять миллионов долларов, но затем, как утверждают, государство не выделило на развитие компании ни дирхама. Прибыль компании постоянно растёт: в этом году, например, увеличилась на 111% . Сегодня Emirates Airline превратилась во влиятельный конгломерат в сфере авиаперевозок, путешествий и туризма, известный во всем мире.
Позже Шейх Мохаммед стоял и у истоков создания первой в Дубаи бюджетной авиакомпании FlyDubai, и целого ряда девелоперский проектов, превращающих город в пустыне в столицу мирового уровня.
Решительностью и размахом шейх-реформатор, кажется, напоминает Петра Первого. Правда, у Петра не было личного состояния, оцениваемого в 4 миллиарда долларов. Ну, тогда и долларов-то не было. И не в них дело. А в умении быть смотрящим …вперёд. «Мы должны думать о том, какой будет жизнь в эпоху экономики после нефти,- писал недавно Шейх Мохаммед. Нам требуется …создать устойчивую и диверсифицированную национальную экономику для наших детей и внуков. И я бы хотел дать чёткий сигнал: перемены – это дело только наших рук».
Страна уже вложила 81,5 млрд. долларов в в разработку путей такого развития, которое высвободит будущие поколения от зависимости от переменчивого нефтяного рынка. Потому что и рынок, и будущее в ОАЭ строят уже сейчас. И это очень наглядно подтвердилось на авиасалоне.

Что за цифрами
Обязательный номер программы крупнейших авиасалонов – коммерческое состязание Boeing и Airbus: кто больше продаст.
Конечно, это во-многом шоу – переговоры о поставках авиатехники длятся годами, а к салонам лишь приурочивают подписание контрактов. Но магия больших чисел завораживает рынок, хотя и не всегда отражает его. Торжественно объявляемые цифры бывают лукавы – это каталожная стоимость самолётов, а главное – размер скидок и реальная цена контракта – большой секрет. Но из года в год спектакль повторяется. Правда, в этот раз в Дубае он был полон подлинного драматизма.

В 2013 авиасалон поставил рекорд – подписали контрактов более , чем на 200 млрд. долларов. Самолеты заказаны, поставки спланированы и особых сенсаций не ждали. Но уходящий в конце года на пенсию после 20 лет работы на Airbus коммерческий директор компании Джон Лехи обещал на прощание «прорыв». Поэтому взгляды были обращены на самый большой в мире пассажирский лайнер А380 и авиакомпанию Emirates. Она – крупнейший в мире оператор широкофюзеляжных самолетов и полностью «вложилась»в эту модель: из 370 выпущенных на настоящий момент АЗ80, Emirates принадлежит 100 и ещё 44 – заказаны. Надеялись, что купят ещё: переговоры о 20-36 машинах шли давно.

Сделка была отменена за несколько минут до анонса о ней. Оказалось, что в переговоры вмешалось …будущее. Думая о нем уже сегодня, покупатель попросил не скидок, а гарантий. «… мы хотели быть абсолютно уверены, что на контрактной основе есть решение продолжить производство лайнера в течение 10-15 лет», сообщит потом прессе президент Emirate. Однозначного ответа, видимо, не последовало и тогда руководитель Emirates на пресс-конференции сел за столик, на котром стояла только модель Boeing 787-10. Авиакомпания подписала контракт на покупку 40 таких самолетов каталожной стоимостью $15,1 млрд.

Дубай, он не только для нас непростой…

Битва патриархов

Шок рынка. Airbus и лично Джон Лехи, был, мягко говоря, «не слишком счастлив». Но за следующую бессонную неделю этот человек-легенда, продавший за свою карьеру 15 тысяч самолётов на 1,7 триллиона долларов, все же тряхнул стариной – «вырвал» у рынка рекордный заказ за всю историю существования Airbus. Компания объявила о заключении соглашения на поставку 430 самолетов семейства А320 на общую сумму 49,5 млрд. долларов.

Самолёты предназначены 4 компаниям – лоукостерам – венгерский Wizz Air, американской Frontier Airlines, чилийской JetSmart и мeксиканской Volaris. С каждой до конца года ещё предстоит договориться отдельно. Но у всех четырёх инвестором и совладельцем является американский фонд Indigo Partners. И это деталь, из-за которой торчат весьма острые рожки.

Фонд возглавляет тоже патриарх рынка – 80-летний американский инвестор Билл Франке. Личность неординарная, лишнего не заплатит. В прошлом аризонский промышленник, в начале 90-х он был призван тогдашним губернатором штата спасать от банкротства America West Airlines. Спас, прославившись, в частности, ожесточенными битвами с профсоюзами, занял кресло президента компании. Был назван «современным алхимиком американского бизнеса», видимо, за то, что все стремится превращать в золото, ушел в авиацию, приобрел несколько авиакомпаний и стал идеологом бизнес-модели «ультра-лоу кост».

Старые секреты

После сделки в Дубаи Билл Франке поделился с журналистами двумя секретами своего успеха в бизнесе. Они оказались просты.

Первый – самолеты. «Вам нужны такие, что могут вкалывать. Аirbus подходит. Использовать по максимуму.» Второй – расходы. «Принять модель ультра лоу-кост. Следить, чтобы расходы не росли. Больше ничего.» Словом, американская классика – «выжать по-максимуму, платить по-минимуму».

И ничего удивительного, что на вопрос, заплатит ли Indigo Partners за самолёты 49,5 миллиарда долларов, Джон Лёхи выдохнул коротко и горько: «К сожалению, нет». Хотя рынок рекордным контрактом остался доволен – акции Airbus выросли на 4%.

Новые тенденции

Правда, бизнес-аналитики по итогам сделок в Дубаи прокомментировали «разнонаправленные тенденции»: «меньшие самолёты семейства А320 раскупаются как горячие пирожки и их не успевают выпускать. Самые большие – А380 – ждут покупателей, хотя производство не замедлишь…»

Но это наблюдение, пожалуй только лишний раз подтверждает разумность тенденции на совместное производство авиатехники, озвученной на салоне в Дубаи Дмитрием Рогозиным и главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Заранее обеспеченный рынок даст российско-китайскому дальнемагистральному лайнеру или « «арабским версиям» МС-21 серьезное преимущество в будущей глобальной конкуренции, в которой, как показал Дубаи, победа не гарантирована даже грандам.

И кому победа достанется, похоже, все чаще будет решаться в странах, раньше считавшихся «третьим миром». Только вот по числу транзитных пассажиров тот же Дубай уже вышел на первое место в мире. 100 авиакомпаний летают через него в 200 городов. В будущем году в аэропорту, где, кстати, бесплатный интернет для пассажиров – самый быстрый на планете, рассчитывают принять 98 миллионов путешественников. Шейк Мохаммед все это комментировал так: «Мы строим авиационную столицу мира». И только ли авиационную? Как раз накануне авиасалона президент Франции приезжал торжественно открывать в ОАЭ филиал Лувра.

Лев Танский,

Дубай-Москва

Добавить комментарий

Loading...
Top