Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #НАУКА > НА ЮГЕ УРАЛА ОБНАРУЖЕН ДВУГОРБЫЙ ВЕРБЛЮД

НА ЮГЕ УРАЛА ОБНАРУЖЕН ДВУГОРБЫЙ ВЕРБЛЮД

Международная экспедиция археологов и реставраторов, работавшая в знаменитой Каповой пещере в Башкирии, обнаружила среди настенных росписей в пещере изображение двугорбого верблюда, которое датируется эпохой не позже 14 тысяч лет назад. Это уникальная находка, поскольку в палеолитическом искусстве изображения верблюдов практически не встречаются.

Первобытные росписи в Каповой пещере (известной также как пещера Шульган-Таш) были найдены в 1959 году. Большую роль в их исследовании сыграли ученые Института археологии АН СССР. На данный момент обнаружено около 170 рисунков – мамонты, лошади, антропоморфные фигуры. Эти образцы палеолитической живописи представляет собой самые восточные достоверно документированные произведения пещерного искусства. Наиболее вероятно, что изображения на стенах и сводах были сделаны в интервале от 13 до 26 тысяч лет, но не исключена и более ранняя дата – до 37 тысяч лет.

В настоящее время в мире известно 43 памятника с наскальными росписями в пещерах и под открытым небом, которые включены в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Власти Башкирии намерены подать заявку на включение Каповой пещеры в этот список. Для этого, в частности, планируется создать трехмерную электронную модель пещеры. Кроме того, по поручению правительства республики Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ ведет работу по консервации и исследованию первобытной живописи.

Ранее, в 1970-х годах, в пещере уже были сделаны некоторые не вполне удачные реставрационные работы. Поэтому теперь для руководства работами был приглашен реставратор из Андорры Эудалд Гуилламет (Eudald Guillamet), рекомендованный всемирно известным Музеем Альтамиры (Альтамира – пещера на севере Испании, открытая еще в 1879 году и ставшая своего рода символом древнейшего художественного творчества).

Раскрытие рисунков под руководством Гуилламета проходило в течение 22 дней. Ранее он проводил аналогичные работы во всемирно известной французской пещере Арси-сюр-Кюр, где из-под кальцитовых натеков были раскрыты многие красочные изображения. Основная проблема сохранения пещерных изображений связана с натеками кальцита, которые,В Каповой пещере применялся хорошо зарекомендовавший себя метод расчистки с использованием электромеханических бормашин, который позволяет за один проход удалять минимальный объем кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя.

Работы по раскрытию проводились в рамках многолетнего проекта по очистке пещеры от посетительских надписей, инициированного НПЦ. Сотрудники НПЦ прошли обучение у Гуилламета и на равных принимали участие в работах по расчистке рисунков.

В результате под толстым кальцитовым натеком было найдено реалистичное, выполненное тщательно и со знанием натуры изображение двугорбого верблюда. В настоящее время эта фигура составляет левый фланг композиции, известной как «лошади и знаки». Контур задней части животного и ранее был виден из-под расчищенной еще в конце 1970-х годов плоскости (к этой расчистке предъявлялось немало претензий, которые были учтены в ходе разработки текущей стратегии консервационных мероприятий и их методики).

Пару лет назад именно в этой части композиции был высверлен образец кальцитового натека для уран-ториевого датирования, давший интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Эти данные делают палеолитическое «происхождение» верблюда практически несомненным.

В эту эпоху климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, но это вовсе не было препятствием для расширения (в сравнении с современным) ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства были значительно большими, чем нынче, активнее рассекали лесные массивы, а, следовательно, и верблюды имели больший ареал обитания, чем ныне. Они соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другим животными, чьи образы составляют эталонный изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи и представлены в искусстве Каповой пещеры. Находки костей верблюдов нередки на Южном Урале и в Западной Сибири.

Однако в древнейшем искусстве каменного века изображения верблюдов редки, известна гравировка мамонтового бивня из окрестностей города Парусинка в Западной Сибири с радиоуглеродной датой самого бивня около 13 тысяч лет, а также в пещере Хойт-Ценкер-Агуй из Монголии. С 1 тысячелетия до нашей эры изображения верблюдов многочисленны на предметах кочевнического искусства и встречаются в Оренбургских степях и Казахстане. Мастера евразийских степей достигли высокого мастерства в изображении этих животных.

Съемку изображений из Каповой пещеры в инфракрасном диапазоне проводили специалисты из Института археологии РАН. Съемка показала, что краска была приготовлена путем смешения красной охры и угля. Наличие добавки угля дает возможность увидеть контуры изображения на снимках в инфракрасном диапазоне; линия обводки отсутствует, хотя при разглядывании обычных снимков оптические иллюзии играют с восприятием злую шутку. Анализ цвета красок с использованием атласа цветов (позволяющих объективно сопоставлять оттенки) и сравнительная фотосъемка в ближнем инфракрасном диапазоне изображения верблюда и находящейся рядом с ним трапеции показала, что были нанесены идентичными красками. Ранее в СМИ была распространена неточная информация, согласно которой в пещере был найден «рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём».

Работа по исследованию репертуара образов пещерного искусства каменного века на Урале продолжаются. Как стало известно журналистам, реставратор Эудалд Гуилламет просил поручить Институту археологии исследование уникальной находки.

По материалам Института археологии РАН.

Добавить комментарий

Loading...
Top