Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ЕВРЕЙСКИЙ АНЕКДОТ – НА СЦЕНЕ

ЕВРЕЙСКИЙ АНЕКДОТ – НА СЦЕНЕ

В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» в постановке Иосифа Райхельгауза.

Известие о том, что режиссер построил свой спектакль на текстах 250 еврейских анекдотов, высказываний, афоризмов и парадоксов, настраивало сразу на феерическое зрелище. Ведь кто не любит еврейские анекдоты? К тому же виделось, что один из труднейших драматургических жанров – комедия, замешанная Мастером на готовом материале, искрящемся весельем, тонким юмором, узнаваемыми жизненными коллизиями, широкими обобщениями, должна явить себя миру в самом совершенном классическом виде.

Ожидания оправдались. Иосиф Райхельгауз мастерски и виртуозно справляется с огромным пластом народного творчества, сумев на его самых ярких образцах построить единый связанный сюжет, где есть все «священные коровы» успешной драматургии: яркие герои, конфликт, сильные характеры, противостояние сил добра и зла, бескомпромиссная борьба, счастливый хэппи-энд.

События происходят в типичном дворике – может быть, одесском, а может быть каком-то другом, куда долетают брызги моря и где люди живут по законам не всегда дружной семьи. Режиссеру удалось воссоздать весь колорит, всю атмосферу соседского бытия, где жизнь каждого жильца открыта и протекает на виду у всех. Здесь любят и ненавидят, ссорятся и мирятся, радуются и печалятся… Здесь живут.

Зрители живо реагируют на все перипетии сюжета, которые дают возможность проявиться яркому характеру героя из народа. Смех и одобрительный гул и аплодисменты в зале вспыхивают почти за каждой репликой артистов.

Немало душевному единению зрителей, артистов служит язык спектакля: живой, народный, искрометный. А какой же анекдот без ядреных забористых выражений, порой и крепкого словца?

Со сцены это крепкое слово, связанное с физиологией человека и его насущной потребностью в продолжении рода звучит во всей красе, для проформы его «запикивают» криком чайки. Но оно звучит ясно. И этот продукт для интеллигентных и высокообразованных евреев?

Удивительно, но именно матроны семейств из числа зрителей, эти знаменитые на весь мир еврейские мамочки, неустанно пекущиеся о своем доме, семье и любимых детках, более других благосклонно отзывались на эти провокационные шуточки, сдобренные крепким словцом.

Я задумалась о природе этого явления и сделала неожиданный для себя вывод: вся сила в естестве. И как в одной капле отражается весь мир… Не есть ли здесь в этой капле – смехе интеллигентных еврейских мамочек на анекдот с физиологическими подробностями и крепким словцом – отражение той оптимальной системы, выстроенной по всем законам природы с позиций целесообразности, которая зовётся еврейством?

Это когда, кажется, весь мир против тебя. К сожалению, антисемитизм еще живет в современных обществах. И что же? Взять автомат и воевать? А не лучше ли посмотреть на себя и этот мир с тех самых позиций естества и целесообразности и… посмеяться над собой в первую очередь… Смех, юмор и самоирония – мощное оружие. Оно обезоруживает любого сильного врага.

Мудрость еврейского народа, его трагическая судьба мягким рефреном звучала в каждой шутке, в каждом анекдоте со сцены, порой вызывая слёзы на глазах. Кстати, вот вам здоровые силы еврейского народа: на программке спектакля, которую представитель театра – приглашающей стороны подарил мне, было написано: – Антисемитам скидка.

Но что же я? Уж давайте хотя бы два из анекдотов спектакля вам расскажу. Так вот.

Софочка обращается к соседке постарше: – Берта Соломоновна, вы больны? Видела, в два часа ночи от вас доктор выходил. – Софочка, если от вас каждый день в семь часов утра выходит полковник, я же не говорю, что началась война, – отвечала Берта Соломоновна.

Второй анекдот.

Сара – дама в элегантном возрасте стоит на балконе. В руках у нее старая тряпица. Сара разглядывает её, сокрушенно вздыхает: – Вот раньше трусы как трусы были. Можно было ими машину мыть. А сейчас стринги… Даже очки ими не протрешь.

Третий анекдот.

Абрам радостно говорит соседу: – А моя Софочка снова беременна! Сосед – полковник чеканит по – военному: – Рад стараться!

Ну и четвертый, ядреный.

Прежде чем его рассказывать, следует заметить, упор в статье на еврейский компонент вовсе не моя прихоть или каприз, весь спектакль был пронизан национальным колоритом. Даже в программке действующими лицами были обозначены Евреи: Сара, Хаим, Софочка, Мойша, Берта Соломоновна, Абрам, Мальчик Йося, Изя. А также Русские: Ваня и Маша.

…Русские герои, надо сказать, положительные и красивые. Ваня – простой парень в картузе двух метров ростом, которого время от времени подозревали, что он еврей, рявкал: «Я – русский. Ну а Маша – красавица – блондинка».

Игра актеров завораживает своей легкостью, достоверностью и глубоким проникновением в характеры героев. Все были хороши, колоритны, правдивы. И каждый запомнился своей блестящей игрой и искрящимся талантом. И вот… Картина на сцене, поражающая своей точностью подмеченных деталей из жизни, сочными красками еврейского быта, особым колоритом одесского говора, объяснима: образы народных героев родные и понятные каждому актёру. Они словно списаны с людей, близких по родству, крови, дружеским привязанностям, принадлежностью к одному народу.

Задача по созданию достоверных характеров, отметим, перед артистами стояла и сложная, и лёгкая одновременно. Лёгкость имела самое простое объяснение: артисты часть своего народа, они сами тот народ. То есть все чувства, глубинные переживания, которые помогли бы полностью раскрыть тот или иной образ, эмоции, поведенческий алгоритм, каждый актер брал из генной памяти, из ближнего своего окружения, из своего опыта.

Играли артисты с настроением и большим подъемом. В спектакле были заняты: Елена Санаева, Владимир Шульга, Татьяна Циренина, Александр Овчинников, Ольга Гусилетова, Олег Царёв, Николай Голубев, Андрей Литвиненко, Иван Мамонов, Даниэлла Селицка.

Отдельно хотелось бы сказать о музыкальном оформлении спектакля: оно впечатляет тонким вкусом и добросовестной исследовательской работой. В спектакле звучит клезмерская музыка 16 –ого – 17 – ого веков. Клезмер –ансамбль выступил в составе: Евреи – Александр Бромвейбер (скрипка), Марат Галеев (кларнет), Русские – Андрей Луковский (аккордеон).

Звучащая в спектакле музыка проникала в самую душу, заставляя её печалиться и радоваться, смеяться и грустить. Ну вы сами знаете: скрипка с кларнетом – это просто небесная музыка. А если еще аккордеон…

Спектакль идет два часа. Но антракта нет, вместо него артисты исполнили песню, наполненную ироническими смыслами и шуточными стихами « Кругом одни евреи…». В этой песне – сильный дух и нравственное здоровье еврейского народа, который с энтузиазмом может петь, что, де, когда в кране нет воды…

Премьера… Событие всегда большое и значительное в жизни театра. Премьерный спектакль – это верная лакмусовая бумажка, которая точно покажет, насколько пришлась новая театральная работа по вкусу публике.

Спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» в постановке Иосифа Райхельгауза зритель сразу признал своим. Крики «браво» стали признанием успеха премьерного показа спектакля.

Прощаясь со зрителем, режиссер Иосиф Райхельгауз пригласил своих преданных зрителей в театр.

– Приходите еще раз на этот спектакль. Анекдоты будут меняться на новые, – пообещал мэтр.

Татьяна ЛОТОС.

На снимках: сцены из спектакля.

Фото: Всеволод Дмитриев; Павел Смертин.

Добавить комментарий

Loading...
Top