Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > С БИОЛОГИЕЙ И ХИМИЕЙ В ШКОЛАХ ПРОВАЛ

С БИОЛОГИЕЙ И ХИМИЕЙ В ШКОЛАХ ПРОВАЛ

Третий год по инициативе Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки в школах проводятся исследования качества образования в разных классах и по разным предметам. Их цель – провести анализ преподавания в школах различных учебных дисциплин и скорректировать программу обучения.
Стали известны результаты Национального исследования качества образования (НИКО) десятиклассников по биологии и химии. Что касается биологии, то результаты оказались печальными: средний балл, набранный участниками исследования, был 19,8 (при максимально возможной сумме баллов 47). Около 15% участников показали результат 12 первичных баллов и ниже. Результат ниже 24 первичных баллов показали более 70% участников исследования. Максимальная сумма баллов, набранная участником НИКО по биологии, составила 43. Баллы 44 – 47 не набрал никто.
В октябре в НИКО по биологии приняли участие десятиклассники из 82 регионов страны. Работа состояла из нескольких разделов: биология как комплекс наук о живой природе; структурные и функциональные основы жизни; организм; теория эволюции; развитие жизни на Земле; организмы и окружающая среда. Также в тестировании был сделан акцент на применении биологических знаний для анализа информации, представленной в различных формах (текст, графики и статистические таблицы, изображения биологических объектов).
И вот что получилось. Правильно заполнить таблицу на сравнение растительных и животных организмов смогли около 21% участников. Около 15% десятиклассников не смогли различить изображения змеи, ящерицы, птицы, растения. Составить пищевую цепь из указанных в задании пяти живых организмов удалось лишь 65% участников НИКО. Показать на схематическом рисунке движение лекарства, инъекционно введенного в организм человека, смогли лишь 5% десятиклассников. И только 38% участников НИКО правильно определили последовательность этапов оказания первой медицинской помощи.
Также в октябре 25 тысяч десятиклассников страны писали НИКО по химии. И тут результаты буквально ужасающи. Средний первичный балл составил 13,3 (при максимально возможной сумме баллов 52). Около 40% участников показали результат 10 первичных баллов и ниже. Результат ниже 26 первичных баллов (половина от максимального балла) показали более 80% участников исследования. Максимальная сумма баллов, набранная участником НИКО по химии, составила 49. Баллы 50 – 52 не набрал никто.
Лишь 17-18% участников НИКО смогли предложить способ разделения смеси порошков серы, мела и поваренной соли, хотя в условии задания даже была дана подсказка – нарисован стакан с дистиллированной водой. Многие участники не справились с переводом массы элемента из килограммов в граммы. Сопоставить название (и формулу) химического элемента или соединения с областью применения этого элемента или соединения в природе смогли менее 30% участников НИКО.
Построить рассуждение или объяснение какой-либо практической ситуации (например, почему открывание бутылки с газированной водой, некоторое время простоявшей в жаркий день на солнце, сопровождается выбросом содержимого) на основе графической информации удалось в среднем 42% участников НИКО по химии. По-видимому, у большинства школьников оказались не сформированы навыки мыслительного эксперимента – моделирования обсуждаемой ситуации на основании представленных графических сведений.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что существуют серьезные недостатки в подготовке школьников по биологии и химии. Ребята не владеют фактическим материалом, не умеют проводить простейшие рассуждения, не понимают, как применить школьные знания в реальной жизни. А это значит, что подготовка учащихся к итоговой аттестации потребует от тех, кто соберется сдавать ЕГЭ, сверхусилий.

Наша справка
В 2018 году в апреле пройдут НИКО по литературе, мировой художественной культуре (МХК) в 6-х и 8-х классах. В октябре – ноябре – исследования по географии в 7-х и 10-х классах, в апреле 2019 года – по физкультуре в 6-х и 10-х классах, в октябре 2019 года – математике в 5-х, 7-х и 10-х классах.

Мона Платонова.

Добавить комментарий

Loading...
Top