Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЭКОНОМИКА НОВОГО ГОДА

ЭКОНОМИКА НОВОГО ГОДА

Одна из стандартных предновогодних тем – подсчет расходов на праздник. Сколько стоит елочка, игрушки, подарки и, конечно же, новогодний стол. Даже придумали такие специальные экономические новогодние термины – индекс оливье и индекс селедки под шубой.

По данным Росстата, в этом году индекс оливье, например, вырос на 0,84%. В прошлом году этот традиционный для новогоднего стола салат обходился москвичам в 310 рублей, а в этом году его изготовление обойдется уже в 312,68 рубля.
Ну, вы понимаете, что цены берутся средние и результат тоже больше похож на сферического коня в вакууме, чем на реальность. Например, почему обязательно колбаса? Можно взять мяса (говядину или курятину), сварить бульон и покрошить в салат. И как тогда это считать? Ведь с одного и того же куска мы имеем и оливье, и заготовку для супа, соуса бешамель или даже консоме (праздник у нас, в конце концов, или где?). И зачем туда отправлять целую банку маринованных огурцов? Возьмите в равных долях маринованных и свежих – и дешевле, и вкуснее. И лук, кстати, лучше не репчатый, а салатный, правда, он дороже…
Многое зависит еще от того, в каких магазинах покупать. Например, по данным сайта The Village, стоимость «набора оливье» (эти гурманы готовят его с куриной грудкой) в «Азбуке вкуса» составит аж 1328,7 рубля. Самым дорогим оказался «Глобус Гурмэ» – 1650 рублей, а самым дешевым «Ашан» -501,75 рубля. В общем, росстатовские 312 рублей – это что-то вроде прожиточного минимума. Приготовить на эту сумму новогодний салат – это примерно то же, что прожить месяц на потребительскую корзину.
Тем временем исследовательский холдинг Romir решил проанализировать расходы россиян по месяцам. Понятно, что в ноябре-декабре эти расходы резко взлетают, – но вот насколько?
Взяв за точку отсчета январь 2012 года и присвоив ему звание «100 процентов», аналитики Romir’а составили график за последние пять лет. Выяснилось, что в структуре готовых расходов имеются два выраженных пика: относительно небольшой в марте и весьма ощутимый – в декабре. И конечно, есть просадка летом, когда многие москвичи уезжают тратить деньги в других частях глобуса, а также в феврале (с чем связана – неизвестно).
Понятно, что инфляция не дремлет. Линия расходов 2012 года лениво болтается вокруг январских 100 процентов, летом падает до 94, в декабре взлетает до 145 процентов. Все остальные линии за 2013, 2014-й и так далее красиво располагаются друг над другом лесенкой. Расходы за любой из одиннадцати месяцев 2017 года, например, превышают 155 процентов – то есть в полтора раза больше того, что москвичи потратили в январе далекого 2012 года. В 2013 – 14 годах расходы взлетели до 120 процентов.
Поэтому аналитики Romir’а предлагают к рассмотрению еще один график «очищенных» от инфляции расходов (интересно бы знать методику этой очистки и насколько ей можно верить). Так вот, 2017 год по расходам оказался вполне себе на уровне 2012-го: 103, 104 процента, ну, в ноябре расходы взлетели до 111 процентов – понятно, уже начался сезон новогодних закупок. То есть если бы инфляция не раздула наши цены, то мы бы потратили столько же, сколько и пять лет назад.
А вот самым транжирным стал 2013 год: по каким-то причинам «очищенные» от инфляции цены были выше 110 процентов на протяжении почти всего года.
Эта статистика, к сожалению, не учитывает один очень важный момент – какие именно деньги тратятся на празднование Нового года: свои или заемные?
Выясняется, что скорее заемные. В преддверии новогодних праздников на 30 процентов выросло количество микрозаймов. Россияне понабрали мелких кредитов (в среднем 27 – 30 тысяч рублей), купили на них подарки и угощение на новогодний стол.
Можно привести и более детальную «разблюдовку»: 44 процента среднестатистического кредита ушло на подарки, 40 процентов – на новогодний стол, остальное – на культурно-развлекательную программу. Самым популярным подарком стала косметика (35 процентов), на втором месте смартфоны (25 процентов) и бытовая техника (15 процентов). Из этого можно сделать далеко идущие гендерные выводы: большинство новогодних заемщиков – мужчины.
К этому можно еще добавить исследование компании Deloitte, согласно которому среднестатистические расходы на празднование Нового года составят 17,6 тысячи рублей. В эту сумму входит все – и новогодний стол, и елочка с украшениями, и подарки. Как видите, эта сумма почти вдвое меньше среднего новогоднего кредита.
Как известно, существует просто ложь, наглая ложь и статистика. Поэтому делать какие-то кардинальные выводы из статистических данных (к тому же не зная методики их сбора) – дело неблагодарное. Но если воспользоваться несколькими источниками, то картинка становится более выпуклой. Россияне тратят на покупки на уровне 2012 года – это раз. Активно стали пользоваться кредитами – это два. Вывод: своих денег стало катастрофически не хватать.
И это, конечно, очень печально.
Желаю в новом году всем помнить золотое правило: берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда. Не попадать в долговую кабалу. И близким уделять больше времени и внимания – это намного ценнее косметики и тем более смартфонов. Ведь они, заразы эдакие, устаревают намного быстрее, чем хотелось бы.
Яна МАЕВСКАЯ.

Добавить комментарий

Loading...
Top