Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЗАЩИТА ФИЛИДОРА АЛЛЕГРО

ЗАЩИТА ФИЛИДОРА АЛЛЕГРО

Каким образом коллектив может отметить свой юбилей так, чтобы это было хорошо, достойно и интересно? Если добавить, что речь идет о коллективе Ансамбля песни и пляски имени В. С. Локтева, то ответ «юбилейный концерт в Государственном Кремлевском дворце» напрашивается сам собой. А если к этому добавить еще и шахматный турнир, то юбилей получится по-настоящему необычным, ярким и запоминающимся.
На турнир «Шахматная симфония» в стенах ГКД собралось 80 детей – воспитанников знаменитой детско-юношеской спортивной школы имени М. М. Ботвинника. Количество участников не случайно – ансамблю в этом году тоже исполнилось ровно 80 лет.


Этот турнир стал своеобразным «алаверды». Два года назад шахматная школа Ботвинника тоже справляла свое 80-летие. И угадайте, кто выступал на торжественном вечере, посвященном этому юбилею? Правильно, Ансамбль песни и пляски имени Локтева!


Это неудивительно. Ансамбль имени Локтева относится к Московскому городскому дворцу детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. Это единственный в мире детский коллектив, состоящий из хора, оркестра и хореографической группы. Шахматная школа Ботвинника находится по соседству. С Дворцом и Ансамблем ее связывает тесная дружба.


В самой идее – сделать совместный шахматно-музыкальный вечер – как ни странно, тоже нет ничего удивительного. Эти два искусства (потому что шахматы – это не просто спорт, а еще и искусство) с самого начала идут рука об руку. Начать можно с французского композитора XVIII века Франсуа Филидора*, автора тридцати комических опер и создателя позиционного стиля игры. Помните классику: «В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора».


История знает немало композиторов, которые были отличными шахматистами. Танеев, Римский-Корсаков, Скябин, Прокофьев. С другой стороны, гроссмейстер Марк Тайманов был прекрасным пианистом.

– Первый раунд, ход белых, тональность «до мажор», – объявляет ведущий. Ребята проходят жеребьевку, шустро рассаживаются за столы, пожимают друг другу руки.
Разумеется, опыт игры и сила шахматной мысли у ребят разные. Поэтому их разделили на три группы: «Шостакович» (рейтинг 1000-1200), «Прокофьев» (1201-1400) и «Чайковский» (выше 1401). Однако играют все дисциплинировано и дотаточно лихо. Раунд начинается с быстрого темпа: стучат фигуры, щелкают часы. Это разыгрывается дебют: как правило, каждый участник заранее продумывает, как именно он начнет игру и ходит «на автомате». А вот потом, в миттельшпиле, темп игры замедляется. Развивается основной сюжет.
«В шахматах можно думать, нельзя задумываться», – подсказывают участникам арбитры.
Следить за игрой, проходящей одновременно на сорока досках, достаточно сложно. Запомнился один эндшпиль: у белых осталась ладья и три-четыре пешки, у черных – конь и несколько пешек.
Конь, конечно, намного маневренне ладьи. Но не зря конь считается легкой фигурой, ладья тяжелой, а обмен коня на ладью – неравноценным. В какой-то момент конь слишком близко скакнул к ладье, прикрывая своего короля от шаха и… покинул поле боя. В следующие два хода одна из пешек белых дошла до последней линии и перекинулась в ферзя. К чести девочки, игравшей черными, надо сказать: сражалась до последнего. Был у нее шанс дойти черными пешками до первой линии.

Всего сыграли шесть туров по швейцарской системе.
В группе «Чайковский» тройки призёров составили Антон Насыров, Николай Аверин и Ли Хё – среди мальчиков; Александра Шведова, Марина Путинцева и Алла Козенец – среди девочек. Награды медалистам вручили популярный исполнитель Вячеслав Петкун и член комиссии ветеранов РШФ Галина Дворкович.


В группе «Прокофьев» призовые места заняли Иван Андреев, Егор Буслов и Ярослав Ахметов; Мария Дмитренок, Евгения Епанешникова и Дарья Узинцева. Церемонию награждения здесь провели дочь Михаила Ботвинника – Ольга Фиошкина и руководитель ДЮСШ имени М.М. Ботвинника Станислав Фокин.


Призерами в группе «Шостакович» стали Марк Ахметов, Роман Благовещенский и Семен Костяков; Мария Виноградова, Полина Назарова и Александра Цаплина. Награды юным шахматистам вручили руководитель Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева Леонид Фрадкин и заместитель главы Департамента образования Москвы Татьяна Васильева.


– Гроссмейстер Давид Бронштейн в своей книге предсказал, что скоро будет открыт музыкальный алгоритм шахмат, – объявил в конце ведущий. – Согласно теории Бронштейна, в третьем тысячелетии многоцветная палитра шахматной мысли найдет выражение в звуках гармонии.


Предсказание Бронштейна уже сбылось, даже раньше, чем наступило третье тысячелетие. «Музыкальные шахматы Цатуряна» появились в 1994 году. Каждой клетке соответствовует определенная нота, а ход записывается двумя нотами – поле, откуда фигура начинает движение и поле, на которое она становится. Была разработана и программа, которая переводит текст шахматной партии на ноты. И что оказалось – чем выше уровень сыгранной партии, тем гармоничнее звучит музыка.

* Франсуа́-Андре́ Даника́н Филидо́р родился в 1726 году во Франции. Его отец был придворный музыкант и композитор Андре Филидор-старший. Мальчик в шесть лет был принят в придворную хоровую капеллу Версаля. Уроки шахмат брал у Легаля, известного своей комбинацией «мат Легаля» на седьмом ходу. За свою жизь Филидор написал более 30 комических опер, сюжеты для которых брал из жизни простых людей.
В шахматах до Филидора была популярна тактика массированной атаки на короля тяжелыми фигурами, пешки использовались только как вспомогательный материал. Филидор считал, что игроку необходимо планомерно строить сильную позицию, в основном с помощью пешек, прибегать к разменам и упрощениям, бить в слабые места. В современных турнирах «защита Филидора» встречается редко. Она считается прочным, но немного пассивным началом партии.

Яна МАЕВСКАЯ.
Фото автора.

One thought on “ЗАЩИТА ФИЛИДОРА АЛЛЕГРО

Добавить комментарий

Loading...
Top