Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > ИСТОРИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ

ИСТОРИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ

Кооперация, кооператив, потребительская кооперация… Слова красивые, но для большинства людей непонятные. Кооператив у нас ассоциируется в лучшем случае с пошитыми «под фирму» джинсами или пирожками на вокзале. Если на селе встречаются магазины КООП-торга, то москвичи вообще уверены, что за МКАДом жизни просто нет!

Это все шутки, а на самом деле потребкооперация – это мощная, уникальная, полезная организация, которая в нашей стране прошла долгий и сложный путь от процветания к упадку. Сегодня она вновь нацелена на развитие. Узнать историю кооперативного движения в нашей стране, увидеть и даже всласть продегустировать продукцию современных кооператоров и получить подробные ответы на абсолютно все вопросы представители столичной прессы смогли на удивительно плодотворной и искренне теплой встрече с председателем Совета Центросоюза Дмитрием Зубовым.


Мероприятие прошло в знаковом для потребкооперации месте – городской усадьбе декабриста Митькова, который стоял у истоков кооперативного движения России в 1831 году. Одоевский, Пущин, Оболенский, Завалишин, Митьков и другие декабристы, осужденные на каторгу в результате неудавшегося восстания 1825 г. на Сенатской площади и боровшиеся за выживание в суровом читинском остроге, создали в месте своей ссылки артельное хозяйство — добровольное объединение, провели выборы управляющих органов и внесли свои паи. Письменный Устав «Большой артели» из 106 параграфов был единогласно принят в 1831 году на Петровском заводе в Забайкалье. В Уставе были закреплены основные принципы кооперации, актуальные и на сегодняшний день: добровольность членства, демократическое управление, доступность информации, контроль пайщиков и взаимопомощь. Жизненно необходимая для декабристов идея оказалась весьма популярной: к концу 90-х годов 19 века было зарегистрировано уже более 500 аналогичных потребительских сообществ.

Потребкооперация как система с момента образования не была государственной структурой. В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губернии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО). В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т.е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров – хозяйственного и организационного. Во время первой русской революции 1905-1907 гг., развитие потребительской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин: были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские выкупные платежи с крестьян за землю. За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, к началу 1914 г. функционировало 10080. Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства, но в члены кооператива могли вступить и рабочие любого предприятия, кроме его руководителей. В независимых потребительских кооперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой. По инициативе МСПО в 1912 г. был учрежден Московский народный банк, ставший кредитным центром всех видов дореволюционной кооперации и сыгравший существенную роль в развитии кооперативного движения в стране. Уже тогда МСПО осуществлял и внешнеторговые функции, открыв свои филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и других городах.
После Февральской революции 1917 г. в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения. Уже к концу года в стране действовало 35 тыс. потребительских кооперативов. Общее число членов-пайщиков превысило 11,5 млн. человек, их обслуживало примерно 50 тыс. кооперативных лавок. Имелось более 400 местных союзов потребительских обществ. По традиции того времени сильную как деньгами, так и кадрами организацию переименовали во Всероссийский центральный союз потребительских обществ, или просто Центросоюз. Экономическая политика нового советского государства потребовала ужесточения иерархии, и уже в 1918 году в Центросоюз были принудительно включены все союзы потребительской кооперации, а еще через год было закончено формирование структуры кооперативной системы, организованной по территориальному принципу: Центросоюз также превратился в полугосударственное образование. Лишь в 20-е годы была восстановлена паевая система, возвращены вступительные взносы, а органы управления вновь стали выборными. Кооперация внесла значительный вклад в оборону страны во время Великой Отечественной войны: решала задачи снабжения и укрепления тыла, помогала фронту финансово (приобретая на значительную часть своих средств облигации госзайма), на свои деньги строила танки и самолеты, передала армии большую часть своего автомобильного транспорта. После войны кооперация поддерживала государственную торговлю: было открыто более 10 тыс. магазинов, обеспечивающих продовольствием удаленные города и поселки. Поскольку экономика была плановой, кооперация, как и другие отрасли, получала свои разнарядки: чего и куда, почём и сколько закупить и куда отправить. У такого подхода был очевидный плюс, выражавшийся в стабильном сбыте продукции.
К началу перестройки потребкооперация обеспечивала до 27% товарооборота во всем СССР (а на селе все 80%)! Сеть кооперации к концу 80-х годов прошлого века насчитывала почти 400 тыс. розничных торговых предприятий и более 100 тыс. предприятий общественного питания, на которых трудилось 3,5 млн. работников. Вся эта впечатляющая материальная база в процессе хаотичного перехода страны от командной экономики к рыночной понесла огромные потери: продано, разграблено и разорено огромное количество объектов, число пайщиков сократилось вдвое; кроме того, огромный опыт конкуренции в рыночных условиях, накопленный кооперацией до 1917 года и использованный ею вскоре после этого в годы нэпа, был забыт за все время существования СССР.
После развала СССР у кооперации начался новый этап развития. Россия живет по законам рыночной экономики, и кооператоры стараются идти в ногу со временем, адаптируясь к изменениям. В начале 90-х Центросоюз, активно сотрудничавший с Верховным Советом и Правительством Российской Федерации, помог обеспечить правовые основы процесса возрождения кооперации, акцентировав внимание на ее значении как социально-ориентированной системе. Кооперация вернулась к первоначальным принципам, сумев сохранить конкурентоспособность в новых условиях рыночной экономики и продолжив выполнять свою важнейшую социальную миссию. Этот процесс еще далек от завершения, Центросоюз России, региональные потребсоюзы и большая часть потребительских обществ в последние годы проделали значительную работу, позволив кооперации преуспеть в конкуренции в рыночных условиях.
Недавно, с момента ввода санкций, государство вновь обратило пристальное внимание на кооперативную систему. Органы исполнительной власти стали осознавать, что именно потребкооперация может стать инструментом для решения социально-экономических проблем сельских жителей и сыграть важную роль в условиях импортозамещения продукции аграрного сектора.

Сегодня Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России) — некоммерческая организация, которая представляет из себя добровольное объединение представителей потребительских обществ России. Это высший координирующий орган потребительской кооперации, имеющей более чем 185-летнюю историю и объединяющий около 3-х тысяч потребительских обществ в более 70 регионах страны.
«Активным развитием и популяризацией кооперативного движения новая команда Центросоюза занимается всего полтора года, с момента смены руководства. И за этот короткий срок удалось добиться больших результатов. Мы смогли переломить нисходящую тенденцию российской потребкооперации, утвердившуюся в последние десятилетия. Сейчас наблюдается увеличение количества пайщиков, членов Центросоюза. Растут объемы кооперативной торговли, услуг, заготовки и переработки продукции, – рассказал Дмитрий Зубов, – деятельность наших организаций сосредоточена, в основном, в сельской местности: они активно участвуют в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий и жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек, также обеспечивают работой около 200 тыс. человек по всей стране». Председатель Совета акцентировал внимание на том, что сегодня Центросоюз работает с большинством руководителей регионов России, имеет партнеров в лице крупных банков, отечественного бизнес-сообщества и госкорпораций. Удалось организовать ряд высокотехнологичных проектов, один из которых, коммуникационная платформа Coop Connect. Ближайшая перспектива – создание собственных центров логистики и переработки продукции, ее реализации в собственных и федеральных торговых сетях. Одна из важнейших задач, которую на данный момент следует решить, заключается в образовании единой торговой цепи. Необходимы условия, при которых реализуемый фермером или частным подворьем продукт будет сохранен, а в дальнейшем отсортирован, упакован и привезен на прилавок. Закупка у крестьян излишков сельхозпродукции проблемой не является, сложнее сохранить, отсортировать и упаковать конечный продукт. Центросоюз и его региональные организации делают все, чтобы построить или модернизировать уже существующие овощехранилища, но без поддержки со стороны государства сделать это очень сложно. С 2013 года кооператоры допускаются к участию в конкурсах и получению субсидий на техническую модернизацию действующих и оснащение новых кооперативов. Очевидно, что необходимо строительство современных логистических центров, агропромышленных парков, оптово-розничных рынков. Сегодня в стране создаются крупные логистические комплексы, ориентированные на обслуживание крупных сельхозтоваропроизводителей, но кто поедет закупать бабушкины яблоки, картофель, пару ведер помидоров и огурцов? Это может сделать только потребкооперация.

Предприятия потребительской кооперации производят широкий ассортимент как продовольственных товаров — безалкогольные напитки, хлебные и кондитерские изделия, консервы и полуфабрикаты, мясную и молочную продукцию, — так и промышленных — материалы для ремонта и строительства, изделия из шерсти и меха и другие. В экологически чистых районах страны, на личных подворьях организаций и в крестьянских и фермерских хозяйствах, заготавливаются лекарственные травы, свежие и сушеные грибы и ягоды, выращиваются овощи, фрукты и зерновые, разводится крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи и птица. В общей сложности в систему Центросоюза входит около 5 тыс. цехов по производству продукции, 16,5 тыс. объектов для Организации ее закупки и хранения, а также около 40 тыс. розничных торговых предприятий и 5 тыс. предприятий общественного питания для ее реализации. Кроме того, на базе более 13 тыс. стационарных и передвижных мастерских Организации потребкооперации предоставляют населению сельскохозяйственные, бытовые и строительные услуги: «Нам есть о чем рассказать и мы хотим донести эту информацию до максимально большого числа людей, именно поэтому доверительный и откровенный контакт с журналистским сообществом очень важен для нас, – подчеркнул председатель Совета Центросоюза, а лучшей площадкой для демонстрации наших возможностей станет масштабный Форум «НОВАЯ КООПЕРАЦИЯ», который пройдет в Ульяновске 8 февраля и на который мы с радостью зовем представителей всех СМИ. На форуме соберутся молодые кооператоры, представители малого бизнеса, руководители региональных потребсоюзов со всей страны, чтобы познакомиться друг с другом и установить взаимовыгодное сотрудничество по ряду перспективных проектов. Форум пройдет на территории региона 8 и 9 февраля. Планируется, что участниками мероприятия станут свыше 800 представителей региональных союзов кооперации, представляющих интересы 2,5 млн пайщиков из более чем 70 регионов страны, а также порядка 400 студентов из 80 образовательных учреждений. В рамках форума пройдет пленарное заседание на тему «Устойчивая занятость – новая формула социально-экономической пользы кооперации». Кроме того, будет организована работа девяти тематических площадок. Ульяновская область выбрана для проведения форума неслучайно. Здесь еще в 2009-м году была разработана целевая программа поддержки малых форм хозяйствования на селе. Также в регионе действует принятый 2016-м году закон по поддержке кооперации. Кроме того, в апреле 2017 года между Правительством Ульяновской области, Центросоюзом РФ и Облпотребсоюзом было подписано соглашение о сотрудничестве».
Потребительская кооперация в России — это не только продукты и услуги, российскую кооперацию представляют произ­водственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбыто­вые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые. Она имеет собственную систему образования, в которую входят два учрежденных Центросоюзом вуза («Российский университет кооперации» и «Сибирский университет потребительской кооперации») с более чем 20 филиалами по всей России, а также свыше 50 специальных учебных заведений. Всего в учебных заведениях кооперации обучается более 100 тыс.студентов, и Центросоюз делает все возможное для улучшения качества обучения и реализации профессионального потенциала учащихся. Кроме того, Центросоюз имеет собственную систему здравоохранения — отдых и лечение в одном из санаториев или медицинских учреждений Центросоюза доступны всем желающим, хотя пайщики имеют возможность получения льгот.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон. «Если в период советского дефицита вопрос сбыта продукции не был проблемой, то сегодня в условиях рыночной экономики для развития потребкооперации нужно решить задачу формирования спроса в новых условиях. Механизмы для этого есть, убежден председатель Совета Центросоюза России Дмитрий Зубов, – кооперация — наиболее удобная форма для объединения усилий граждан, направленных на решение задач, которые ставит государство. Но надо понимать, что насильно, сверху, такую инициативу внедрить нельзя. Единственный путь развития кооперации — это создание условий для объединения людей. В современных рыночных отношениях главная задача, которую должны решить общественные организации, в том числе Центросоюз совместно с Правительством РФ, — это задача формирования спроса. Сегодня в стране развивается сельское хозяйство, растут объемы производства зерновых, мяса, молока, овощей, продукции их переработки. Это радует, но тем острее встает вопрос, куда и как реализовывать продукцию. При создании стабильного спроса, гарантированного рынка сбыта наши сельхозпроизводители будут сами наращивать объемы производства, будут объединяться, укрупняться. Многие говорят: торговые сети захватывают рынок. Их не нужно ограничивать, нужно искать пути решения, создавать предпосылки для формирования спроса. Для примера: в настоящее время Центросоюз выстраивает с крупнейшей ретейлерской сетью продуктовых магазинов «Пятерочка» систему «магазин в магазине», где будут представлены товары наших кооператоров. Проект идет сложно, но он возможен. И это важно. Открылись первые два магазина под брендом «КООП-Пятерочка» – в Ульяновской и Кемеровской областях, готовятся и в столице. Партнерство выгодно для обоих сторон: потребкооперацию, в частности, привлекают инвестиции в торговую инфраструктуру, приведение технического состояния магазинов в соответствие с современными требованиями, возможность развиваться, используя известный бренд, а также устанавливать цены на уровне федеральных сетей, а магазин расширяет ассортимент фермерскими продуктами. В рамках работы Центросоюза мы также пытаемся реализовывать множество других задач, стимулирующих потребкооперацию. Одна из масштабных — открытие сети малых логистических центров от Калининграда до Дальнего Востока, где будет аккумулироваться продукция производителей, а затем формироваться поставка в магазины. В системе современных коммуникаций мы сейчас формируем предложение по созданию международного кооперативного мессенджера COOP-CONNECT с приложением, которое будет обеспечивать доступ к электронной торговле, обмену информацией между кооперативами в мире. Анализируя мировой опыт, видим: там, где сформирован спрос, кооперация присутствует во всех отраслях экономики — в сельском хозяйстве, в промышленности, в кредитно-финансовом секторе. Посмотрите рейтинг 300 крупнейших кооперативов мира: в Европе, в Америке, в Азии есть кооперативы с оборотом в десятки миллиардов евро. История российской кооперации насчитывает уже 186 лет, и в ней также были успешные периоды. Необходимо это учитывать, как и опыт мировых практик и возможности их применения в России».
Руководство Центросоюза не скрывало, что в развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем. Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям. Во-вторых, в законодательстве не учитывается суть потребительского кооператива, как некоммерческой организации. Задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров. Нам нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серь­езные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специали­стам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими современными методами экономического анализа и управления.
Из вышесказанного видно, что увеличивается роль и зна­чимость кооперативного образования. В настоящее время образован Россий­ский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподго­товки и повышения квалификации. Сегодня созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных ор­ганизаций, приблизить образование к местам проживания сельских жи­телей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые за­нимаются проблемами организации кооперативов и управления коопера­тивным хозяйством. Иногда профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую долж­ность, которая соответствует их квалификации, отсюда вывод – потенциал трудового ресурса остается невостребованным.
В завершении пресс-завтрака, Дмитрий Львович Зубов отметил, что «Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность. Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире и получила новые стимулы развития Мы доказали, что кооперация не просто жива, она – перспективна. У нас есть много идей и людей, способных эти идеи воплощать в жизнь. В новом году мы хотим объединить усилия ветеранов и молодежи, чтобы создать новую кооперацию, современную, привлекательную и технологичную. О современной потребкооперации можно однозначно сказать, что это стабильная система, которая планомерно возрождает свою былую мощь. У нее богатая история и крепкие традиции. В последующие пять лет при условии, что в государстве не будет происходить никаких социально-экономических ухудшений, ситуация может сильно поменяться в лучшую сторону. Для этого есть серьезный задел, над которым кооператоры усиленно работали в предыдущие годы. Центросоюз вкладывал в развитие материально-технической базы серьезные средства и продолжает это делать. Торговля перешла на качественно новый уровень. Уверен, что через пять лет потребкооперация будет заметна всей стране. В систему придут работать современные молодые люди с новыми идеями и желанием развивать ее, появятся новые проекты. Потребкооперация не один раз доказывала свою жизнеспособность. Все трудности и проблемы она переживала вместе с государством, и ни одно социально-экономическое потрясение не смогло уничтожить ее принципы и ценности. У потребительской кооперации как системы, порожденной самим народом, славное прошлое и светлое будущее»!
Рассказав нашим уважаемым читателям о принципах работы российской потребительской кооперации, не могу не похвастаться – во время встречи журналистов угощали такими деликатесами, что и царский, и даже кремлевский стол позавидует! Соленые боровички и нежнейшая семга, душистый мед, варенье и лимонад из сосновых шишек и мяты, сыры и сливочное масло по старинным рецептам валаамских монахов, шоколад с орехами и ягодами…..Очень хочется, чтоб эти лакомства смогли попробовать все жители нашей страны, и не только на дегустации, а свободно купив в магазине и включив полезные, родные, вкусные продукты в ежедневный рацион!

Елена Минашкина, фото автора

Добавить комментарий

Loading...
Top