Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > У КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА ЮБИЛЕЙ – 100 ЛЕТ

У КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА ЮБИЛЕЙ – 100 ЛЕТ

18 февраля 1918 года в Москве открыл двери для первых пассажиров Брянский (ныне Киевский) железнодорожный вокзал, в то время – крупнейший в Европе. В этот же день с нового вокзала ушел первый состав в сторону Брянска.

Долгая предыстория

Первое одноэтажное и довольно неказистое здание Брянского вокзала было запущено в эксплуатацию на этом же месте в конце июня 1899 года. В 1912 году правление железной дороги выделило средства для строительства нового здания для Брянского вокзала. Так как начало его проектирования пришлось на 1912 год, решено было посвятить это 100-летию со времен победы в Бородинском сражении, ключевой битве войны 1812 года с армией Наполеона Бонапарта. К тому же, неподалеку находился Бородинский мост, а поезда отправлялись в сторону, где проходило легендарное сражение.
В итоге в архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах была монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Архитекторами нового вокзала стали автор Центрального телеграфа в Москве Иван Рерберг и создатель гостиницы «Украина» Вячеслав Олтаржевский; конструктором уникального дебаркадера – Владимир Шухов (создатель знаменитой башни на Шаболовке).
Закладка здания состоялась за несколько месяцев до начала Первой мировой войны – в мае 1914 года. Несмотря на тяготы военного времени, а также последующие революции, строители четко придерживались проекта, и в 1918 году новый Брянский вокзал был почти построен.

Дебаркадер Шухова

Дебаркадер – это арочная гигантская конструкция в зоне прибытия поездов (длина 321 метр, ширина пролета 47,9 метров, высота 28 метров, общий вес конструкций — более 1 тыс. 250 тонн), созданная под руководством инженера-конструктора Владимира Шухова. Дебаркадер стал одной из самых известных архитектурных работ Шухова в Москве. Аналогичный проект Шухова для 3-пролетного покрытия над путями и перекрытия пассажирского зала Казанского вокзала так и остался неосуществленным.

Несмотря на то, что мелкий ремонт сооружения проводили в 1962, 1967, 1979-1980, а также в 1997-1999 годах, к 2003 году 80% конструкций дебаркадера несли на себе следы коррозии и деформации, и было решено произвести капитальную реставрацию сооружения. На ремонт затратили около 700 миллионов рублей. Восстановительные работы велись по старинным чертежам, но с применением современных технологий и в упрощенном виде. Так, арку нового дебаркадера покрыли листами монолитного поликарбонада с защитой от ультрафиолетового излучения. Несмотря на то, что структура конструкции была изменена, внешний вид ее почти не изменился. Шухов сделал перекрытия клепаными, а перекрытия новой арки – сварные. Элементы клепаных шуховских арок сохранились только в торце, который примыкает к вокзалу. В ходе работ также были обновлены платформы и проложены дополнительные пути. В декабре 2004 года обновление дебаркадера было завершено, и 24 числа состоялось торжественное открытие нового перрона Киевского вокзала.

Башня с часами

Башня Киевского вокзала, которую в народе сразу окрестили «московским Биг-Беном», является одной из самых величественных частей здания. Ее высота – 54 метра. Уникальные часы на башню были уставлены в последние месяцы 1917 года. Вес часов – 120 кг, диаметр циферблата – 3 метра, длина большой стрелки – 1,7 метра. 4 циферблата, расположенные со всех четырех сторон башни, выполнены из витражного мозаичного стекла белого цвета. Часовой механизм был создан в Швейцарии и безотказно работает по сей день: в конце XX века его пытались заменить на более современный, но он постоянно давал сбои, и в итоге от него отказались в пользу старого. Тем не менее, механизмы, обеспечивавшие бой колоколов, при работах сохранены не были. До сих пор эти часы заводятся вручную (раз в три дня). Подобных часов в Москве еще двое: на Спасской башне Кремля и Центральном телеграфе. Механизм часов помещен в специальном домике, который защищает его от повреждений, грязи и птиц.
Башню украшают скульптуры орлов: четыре грозного вида металлические птицы восседают на углах технического балкона над часами. Снизу скульптуры кажутся небольшими, но в действительности они имеют внушительные габариты: размах крыльев каждого из орлов составляет около 2 метров.

Вокзал становится Киевским

Железнодорожная сеть быстро разрасталась, и вскоре перегон между Москвой и Брянском стал частью железнодорожной магистрали между столицей СССР и Киевом, в связи с чем вокзал в 1934 году было решено переименовать в Киевский.
Годом позже, в 1935-ом, согласно новому генеральному плану столицы, было решено очистить все прилегающие к вокзалу территории, расширить Киевскую площадь, чтобы подчеркнуть красоту и грандиозность здания.


В 1954 году к северной части Киевского вокзала пристроили еще одно здание. В нем разместились пригородные кассы, здесь же размещался вестибюль станции метро Киевская (архитектор Дмитрий Чечулин). В 1976-ом пристроены дополнительные помещения для хранения ручной клади и размещения автоматических камер хранения багажа.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top