Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВЫПУСКНИК ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА БУДЕТ ОБЯЗАН ОТРАБОТАТЬ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ЛЕТ

ВЫПУСКНИК ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА БУДЕТ ОБЯЗАН ОТРАБОТАТЬ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ЛЕТ

Госдума в итоге утомительного, но содержательного обсуждения приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части совершенствования целевого обучения».
Закон об образовании дополняется новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение высшего образования за счет бюджетных ассигнований.
Докладчик от правительства, замминистра образования и науки Павел Зенькович сообщил Думе по результатам проведенного министерством мониторинга, что обязательства заказчика целевого приема и студента зачастую не только не выполняются, но и не устанавливаются договором. Более 51% договоров не содержат мер социальной поддержки студентов. Более 62% договоров не устанавливают срок трудоустройства выпускников. В результате регионы и отрасли, направившие на обучение целевиков, зачастую не получают специалиста, на которого рассчитывают.
Законопроектом сохраняются нормы о целевом обучении на основе договора между гражданином и заказчиком. В целях повышения эффективности целевой подготовки кадров вводятся изменения концептуального характера, а также изменения по технологии целевого обучения.
В настоящее время сами учредители вузов определяют специальность и направление подготовки и устанавливают величину квоты целевого приема, то есть в зависимости от того, к какому ведомству относится вуз.
Согласно законопроекту перечень специальностей и направлений для подготовки для приема на целевое обучение устанавливается правительством. Квота и ее порядок устанавливается органом власти, который финансирует бюджетные места.
Изменения направлены на прием по целевому обучению только по тем специальностям и направлениям подготовки, в которых дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.
Установлен срок трудовой деятельности по завершению целевого обучения. Человек, закончивший вуз по квоте, должен будет не менее трех лет отработать на том предприятии, которое за него просило.
Повышена ответственность за неисполнение договорных обязательств. Заказчик выплачивает гражданину компенсацию в размере трехкратной среднемесячной заработной платы в регионе, в котором он должен был бы быть трудоустроен, но предприятие от него отказалось.
Если гражданин был принят по квоте целевого приема и не идет на работу, он возмещает заказчику расходы. Если договор не исполнен, кто виноват, должен будет возместить государству стоимость обучения и подготовки специалиста. В настоящее время компенсация гражданину минимальна, ответственность перед государством не установлена.
Расширен перечень заказчиков целевого приема за счет организаций, входящих в сводный реестр оборонно-промышленного комплекса. Также в этот перечень включены организации, входящие в систему государственных корпораций и государственных компаний, дочерние хозяйственные общества, организации, которые находятся в ведении корпораций и другие. Это позволит включить в число заказчиков организации «Росатома», «Роскосмоса» и других государственных корпораций и компаний, которые у нас являются лидерами экономики.
Единоросс Алена Аршинова оценила законопроект как достаточно проработанный и сбалансированный. В нем много сдержек. Дмитрий Медведев назвал действующий механизм профанацией. Профанацию нужно прекращать, фактически целевой прием заключается в протаскивании слабых и неподготовленных абитуриентов мимо тех, кто подготовлен, при участии в альтернативном конкурсе, который фактически отсутствует. По среднероссийскому баллу ЕГЭ такие абитуриенты как минимум на 10 баллов набирают меньше. Депутаты получают запросы и предложения избирателей, как вернуть профильников, врачей и специалистов, фельдшеров, учителей-предметников в районы и села.
Аршинова отметила, что рынок труда переполнен кадрами. Проблема в структурном дефиците. Поэтому хотелось бы, чтобы были понятны критерии и индикаторы определения структурного дефицита. Договор у абитуриента должен быть уже на руках, когда он сдает ЕГЭ. Как он узнает о том, что ему нужно зайти на сайт, допустим, правительства или Министерства образования и науки, понять по отсылочным нормам, что ему нужно зайти на сайт «Росатома», «Роскосмоса», сайт индивидуальных предпринимателей, министерств и прочее? Или заказчики сами будут искать абитуриентов, то по каким-то параметрам?
Депутат Аршинова выступила с идеей создания регистрации федеральной электронной системы, возможно, при Минкомсвязи или при сшивке с Рособрнадзором, чтобы облегчить точку входа абитуриента в систему. Это разумный выход из ситуации.
«Мы же в прошлом созыве приняли очень важную норму, что изменения не могут применяться до 1 сентября текущего учебного года, поэтому откладывать при этом принятие данного законопроекта мы тоже не можем, поэтому здесь нам нужно сконцентрировать усилия», – напомнила Алена Аршинова.
Спорили почти час, и в итоге законопроект единогласно поддержали 402 депутата, что говорит о его проработке и сбалансированности. Вопрос в том, как он будет работать. Ведь от целевика могли и в советское время отказаться. Получить свободное распределение инвалиду пятой группы было несладко. После распада СССР почти все выпускники стали такими инвалидами со свободным распределением за кордон. Минобр прошлых созывов много дров наломал со специальностями и направлениями подготовки. Сейчас при поддержке Думы Минобр пытается что-то исправить.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top