Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > БРОДСКИЙ И ЧЕХОВ: ЧТО ОБЩЕГО? ЭСКИЗ К ПОРТРЕТАМ

БРОДСКИЙ И ЧЕХОВ: ЧТО ОБЩЕГО? ЭСКИЗ К ПОРТРЕТАМ

На этот вопрос пытаются ответить создатели постановки «Спросите у Иосифа» нью-йоркского Steps-Театра. Этот спектакль на русском языке с английскими субтитрами был сыгран в маленьком театре Верхнего Манхэттена во время урагана Сэнди…

В спектакле взаимоотношения театра и реальности, то есть игры и жизни Слава Степнова и Роман Фрейд раскрывают самыми разнообразными и изобретательными путями. Историю жизни Бродского (автобиографические отрывки его эссе «Полторы комнаты») сочетают с чеховской «Чайкой». Предваряя все монологом о Мировой душе, авторы задают верную тональность восприятия сюжета: единство мировой души, единство времени. То, что было с Иосифом в Петербурге или Нью-Йорке, в раннем детстве поэта или в его ссылке – все это параллельно. Объединяя фиктивных персонажей и реальных – Треплев, Тригорин, Бродский – Степнова и Фрейд постепенно сливают героев в обобщенный образ.

Название спектакля можно «перевести» как «Спроси у поэта». Похоже на несколько наивные рубрики, существующие на школьных сайтах? Наверное. Но и именно в таком ключе задаются в пьесе вопросы. Авторы, отталкиваясь от конкретности жизненных обстоятельств, приходят к категориям, в которых мама – не только мама Иосифа, а «всеобщая мама». Финальная сцена партии в лото возвращает к «Чайке», осмысляет сердечную боль Иосифа не как следствие инфаркта, а как эхо реального выстрела…

Хорошо подобранный актерский состав работает со вниманием к деталям. Спектакль «Спросите у Иосифа» создает образ мирового поэта, но это скорее эскиз, сделанный талантливой рукой. Иосифа играет Роман Фрейд: будучи не только актером, но и соавтором текста, он точен и внимателен к слову. Антагонист поэта решен в психологическом ключе (Сергей Нагорный). Тем не менее, зритель чувствует себя наблюдателем происходящего. По мнению некоторых критиков, в сценическом решении новой постановки не хватает «живого голоса поэта».

Важную роль в спектакле имеет музыка (Дмитрий Соколовский, Борис Зельдин – аккордеон и перкуссия). Особенно в финале, когда она, как бы отняв слово у персонажей, насыщает пространство поэтическим звуком и подчеркивает театральность происходящего.

Сценография, костюмы: Виктор Пушкин.

Ближайший показ – 6 апреля театр МОСТ (ул. Большая Садовая, 6) Категория 16+.

К. А.

Добавить комментарий

Loading...
Top