Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «ВОЗЬМУ Я В РУКИ БАЛАЛАЙКУ»

«ВОЗЬМУ Я В РУКИ БАЛАЛАЙКУ»

К 130-летию Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева ( бывшего Императорского Великорусского оркестра)

В знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля сказано: «Балалайка – народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трех струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью».

История балалайки уходит в глубь веков. И первое письменное упоминание о ней, относящееся к 1688 году, совсем невесело. Архивный документ гласит, что житель Арзамаса Савка Федоров да крестьянин Ивашка Федоров, въезжая на телеге в Москву через Яузские ворота, играли на балалайке, за что были приведены в Стрелецкий приказ, биты батогами и отправлены в ссылку. Злосчастный инструмент был сожжен, согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича. Почему этот спокойный, прозванный «тишайшим» царь, так ненавидел народное искусство, нам людям ХХI века понять трудно, но факт остается фактом.

Впрочем, к концу ХVII века репрессии прекратились, сыну «тишайшего» Петру I просто было не до музыки. А к середине ХVIII века без балалайки не обходится ни одна народная гулянка. Но сей народный инструмент признавали и серьезные музыканты: придворный скрипач и композитор Иван Хандошкин, бас Петербургской оперы Павловский и другие.

К середине следующего столетия балалайка вновь погружена в ничтожество. В моде «иностранцы»: у простонародья – гармоника, у «чистой» публики – гитара. На балалайке играют бедолаги, которые гармонику просто не в состоянии купить – дорого…Неизвестно, как бы сложилась судьба народного инструмента, не попадись он в руки молодому тверскому помещику Василию Васильевичу Андрееву (1861–1918).

Приехав однажды из Петербурга в свое имение Марьино (близ Бежецка), барин услыхал, как играет на балалайке его дворовый Антип. Андреев, считавший себя знатоком народной музыки, был поражен: ничего подобного он никогда не слышал. Тщательно исследовав балалайку и научившись играть на ней, он пришел к выводу: инструмент таит в себе огромные возможности, но нуждается в преобразовании. 23декабря 1886 года В.Андреев выступает в сольном концерте с усовершенствованной им балалайкой, выступление это становится сенсацией. Газеты пишут, что под его пальцами инструмент заставляет забыть о своем «низменном» происхождении. Появляется масса желающих учиться. Число их растет и Андреев создает «Кружок любителей игры на балалайке». 20 марта 1888 года состоялось его выступление в зале Городского Кредитного общества Петербурга. Это день вошел в историю отечественной музыкальной культуры как день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов и конкретно балалайки как концертного инструмента.

В. Андреев продолжает эксперименты, мечтает «соединить фрак с балалайкой» – создать оркестр по принципу симфонического, в состав которого вошли бы не только балалайка, но и другие национальные инструменты. Осенью 1896 года он выступает с обогащенным оркестром, в состав которого входят щипковые ( домра, гусли) ,духовые (жалейка, свирель), ударные (ложки,бубен) инструменты. Он назовет оркестр Великорусским. В 1900 году оркестр выступит с огромным успехом на Всемирной выставке в Париже, В. Андрееву будет вручен орден Почетного легиона и Золотая медаль Парижской выставки. В 1914 году оркестр получит звание Императорского Великорусского оркестра. А его создатель – звание «Солист Его Величества».

Взяв инструмент у народа, В. Андреев мечтал вернуть его в облагороженном виде в массы. И нашел путь к решению этой сложнейшей задачи, начав обучать игре на балалайке солдат Петербургского гарнизона. Увольняясь, каждый обученный игре увозил с собой на просторы необъятной империи подаренный ему инструмент. В одном только Петербурге к началу ХХ века насчитывалось более 20 тысяч человек, играющих на балалайке.

Великорусскому оркестру страивала овации публика не только в России, нои во Франции, Германии, Англии, США. Успех был настолько ваелик, что в этих странах стали создаваться кружки по обучению игре на балалайке и оркестры по образцу андреевского. В США и сегодня функционирует Ассоциация балалаечников и домристов.

Юбилей концертной балалайки в конце марта этого года торжественно отмечался в Петербурге, где состоялся слет соотечественников из 20 стран. Для них были организованы мастер-классы, экскурсии и концерты. Один из участников слета Валерий Лукашин, основавший Русский дом в Копенгагене, восемь лет назад создал при нем балалаечный оркестр, пользующийся огромной популярностью. Другой, преподаватель Александр Кучин, считает, что главная привлекательность балалайки в том, что ее можно быстро освоить. «Этот великий инструмент, – говорит он, – вполне может затмить гитару. Ведь на балалайке можно сыграть все. что угодно: и народную музыку. и классику, и рок. Только не все об этом знают». В наше время на Западе пользуются электро-балалайки. Их охотно используют даже рок-музыканты…

На снимках: исторические фото В. Андреева и Великорусского оркестра, популярная фарфоровая статуэтка фабрики Гарднера, изображающая мужичка с балалайкой.

Олег Торчинский.

Добавить комментарий

Loading...
Top